РУС БЕЛ ENG

Учителю математики

Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет не только оценить полученные учениками знания, умения и навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь и добиться тем самым поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их работы на уроках. В своей работе я применяю различные формы контроля знаний учащихся.

 Виды контроля.

Поурочный

 Тематический итоги контроля являются решающими при выставлении оценки за четверть.

Промежуточный контроль предусматривает проверку степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период и при необходимости может проводиться в конце четверти, полугодия.

Итоговый контроль может осуществляться в конце учебного года по при переводе учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения

Поурочный контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, которая проводится педагогическим работником на учебных занятиях, в соответствии с образовательной программой (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы)

Формами поурочного контроля усвоения содержания образовательных программ могут являться:

  • устная проверка – устный ответ на один или систему вопросов;
  • письменная проверка – домашние, проверочные, практические, творческие работы, ответы на вопросы теста, письменные работы,
  • комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования

 Проверка домашнего задания

Контроль за усвоением изученного обычно начинается с проверки домашнего задания.     Я практикую разные формы проверки. Это и устный опрос у  доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа,  но,  прежде всего это непосредственная проверка задания в  тетрадях  –  фронтальная  при обходе  класса  в  начале  урока  и  более  основательная   во внеурочное время.

 Устная проверка – самый распространенный способ проверки знаний учащихся. С ее помощью осуществляется непосредственный контакт между учителем и учеником.. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.

Математический диктант

      Математический диктант может заменить  опрос  по  теме,  заданной  для

повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут.. В силу специфики математических диктантов их педагогические возможности ограничены. С их помощью, можно проверить, усвоили ли учащиеся обязательный минимум знаний, но нельзя организовать углубленную проверку. Поэтому ошибкой было бы противопоставлять диктанты другим формам контроля

Весьма важно обучить учащихся правильной проверке своих математических диктантов. Иначе некоторые ученики просто не замечают допущенных ошибок. Можно предложить учащимся самостоятельно оценивать результаты диктанта по указанным критериям.

Вместо самопроверки можно делать взаимопроверку — между двумя учениками. Этот  способ  развивает  внимание  и  выявляет ошибки с помощью образца.

Тренажер

 Формы тематического контроля

 Тестовый контроль

Грамотно составленные тесты могут быть не только методом контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала.

Данный прием осуществляется при текущем контроле, так как применяется в конце

Если по другим предметам достаточно проблематично раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на информатике в качестве необходимого технического средства можно использовать компьютеры.

Нетрадиционные формы контроля на уроках

Творческая работа позволяет одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания, способствует повышению познавательной активности, развитию интереса к предмету.

 Решение кроссвордовполезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Основная цель использования кроссвордов: проверка усвоения  учащимися основных математических  понятий.

  Заключение

    Систематический контроль знаний и умений учащихся –  одно  из  основных условий повышения качества  обучения.  Учитель  математики  в  своей  работе должен использовать не только общепринятые формы  контроля  (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски  и  т.д.),  но  и  систематически изобретать,  внедрять  свои  средства  контроля.  Умелое  владение  учителем различными  формами  контроля  знаний  и   умений   способствует   повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета,  предупреждает  отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для  учащихся  должен быть обучающим.

    В результате проведения нетрадиционных форм контроля  знаний  и  умений раскрываются   индивидуальные   особенности   детей,   повышается    уровень подготовки к  уроку,  что  позволяет  своевременно  устранять  недостатки  и пробелы в знаниях учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У каждого ученика должен быть текст задачи или он заранее записывается на доске

1. Восприятие и осмысление содержания текста задачи.

Цель:

прочитать задачу; установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче;

научить понимать ситуацию в целом.

Первым читает текст задачи учитель.

Обратить внимание на

- правильное прочтение слов и предложений;

- расстановку логических ударений и ударных

2. Усвоение содержания задачи. Определение вида задачи . 

Цель: выделить величины, входящие в задачу, известные и неизвестные величины; установить взаимосвязи между известными и неизвестными .

Ученики читают задачу самостоятельно.

Способы усвоения содержания: Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней. (Можно предложить учащимся после чтения задачи нарисовать словесную картинку).

2. Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой для поиска решения. (Можно предложить учащимся определить, правильно ли выделены части и повторить текст задач по частям).

3. Переформулировка текста задачи; замена описания данной в ней ситуации другой, сохраняющей все отношении и зависимости, но более точно их выражающие.

- О чем говорится в задаче?

- Что нам известно?

- Какой вопрос ставится в задаче?

3. Деление задачи на смысловые части по утверждениям Составление краткого условия .  

Цель: отобразить объекты, числовые данные и связи между ними.

Учитель постоянно помогает учащимся наводящими вопросами: Какие слова нужны для краткой записи? Какие числа надо вписать в краткое условие? Какие обозначения будем использовать? Для того, чтобы помочь ученикам, учитель пользуется наглядностью.

Предметная иллюстрация - это использование предметов для изображения ситуации, описанной в задаче. Предметная помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче. Для иллюстрации задачи используются либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идет речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи.

Схематичная краткая запись подразделяется на несколько видов:

а) со словами , с использованием опорных схем

б) таблица.

Если в задаче используется три величины и более, то удобнее применять табличную форму краткой записи.

Цена количество стоимость

4.Поиск решения задач.

Цель:

научить ученика задавать (от вопроса к условию, от условия к

вопросу и др.), после ответа на которые он сможет найти решение

научить учащихся составлять при необходимости графическую модель;

составить план решения;

Составление графической модели (рисунка, чертежа, отрезков).

Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин (больше, меньше, столько же), а также при решении задач, связанных с движением. При этом надо соблюдать указанные в условии отношения: большее расстояние изображать большим отрезком.

Разбор задачи заканчивается составлением плана решения – это объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий. Учащиеся пользуются опорными схемами задач, выбирая нужную, отвечают на вопросы:

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? или

-Можем ли мы сразу найти неизвестное?

- Что нам нужно найти сначала? и.т.д

Цель:

записать решение так, чтобы оно было понятно читающему;

Ученики   справляются с этим этапом достаточно хорошо, если при разборе задачи и поиске решения использовался чертеж или опора .

Цель:

убедиться в правильности найденного решения.

Прикидка ответа. Применение этого способа проверки заключается в следующем: до решения или после него устанавливают, какое число получится в результате, большее или меньшее, чем данное в условии.

7.Работа с решенной задачей.

Цель:

организовать деятельность ученика так, чтобы он осознал свое продвижение от незнания к знанию.

Если использовать предметное моделирование длительное время как основной способ, то возникнут отрицательные последствия. Сравнение с готовым верным решением.

Памятка-инструкция для ученика

Прочитай внимательно задачу, найди в ней непонятные слова.

Прочитай вторично задачу подумай что обозначает в задаче каждое число.

Подчеркни слова , имеющие математическое значение.

Найди в задаче условие (известное) и вопрос.

Запиши кратко ее условие.

Начерти к задаче схему, чертеж или таблицу.

Повтори задачу по краткой записи, рассказывай своими словами.

Подумай, что нужно знать, чтобы найти ответ на вопрос задачи ?

Составь план решения задачи.

Запиши решение задачи.

Перечитай вопрос.

Запиши полный ответ задачи.

Убедись в правильности найденного ответа правдоподобности.

Запомни. Калькулятор-это машина, которая выполняет твои команды. При вводе неправильных команд получается неправильный ответ.

     Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что учителя реализуют чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую, не менее важную – развивающую.

Скачать файл (metod-rekom.doc)metod-rekom.doc[ ]106 Kb