Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет не только оценить полученные учениками знания, умения и навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь и добиться тем самым поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их работы на уроках. В своей работе я применяю различные формы контроля знаний учащихся.
Виды контроля.
Поурочный
Тематический итоги контроля являются решающими при выставлении оценки за четверть.
Промежуточный контроль предусматривает проверку степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период и при необходимости может проводиться в конце четверти, полугодия.
Итоговый контроль может осуществляться в конце учебного года по при переводе учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения
Поурочный контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, которая проводится педагогическим работником на учебных занятиях, в соответствии с образовательной программой (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы)
Формами поурочного контроля усвоения содержания образовательных программ могут являться:
- устная проверка – устный ответ на один или систему вопросов;
- письменная проверка – домашние, проверочные, практические, творческие работы, ответы на вопросы теста, письменные работы,
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования
Проверка домашнего задания
Контроль за усвоением изученного обычно начинается с проверки домашнего задания. Я практикую разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная во внеурочное время.
Устная проверка – самый распространенный способ проверки знаний учащихся. С ее помощью осуществляется непосредственный контакт между учителем и учеником.. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.
Математический диктант
Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для
повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут.. В силу специфики математических диктантов их педагогические возможности ограничены. С их помощью, можно проверить, усвоили ли учащиеся обязательный минимум знаний, но нельзя организовать углубленную проверку. Поэтому ошибкой было бы противопоставлять диктанты другим формам контроля
Весьма важно обучить учащихся правильной проверке своих математических диктантов. Иначе некоторые ученики просто не замечают допущенных ошибок. Можно предложить учащимся самостоятельно оценивать результаты диктанта по указанным критериям.
Вместо самопроверки можно делать взаимопроверку — между двумя учениками. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
Тренажер
Формы тематического контроля
Тестовый контроль
Грамотно составленные тесты могут быть не только методом контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала.
Данный прием осуществляется при текущем контроле, так как применяется в конце
Если по другим предметам достаточно проблематично раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на информатике в качестве необходимого технического средства можно использовать компьютеры.
Нетрадиционные формы контроля на уроках
Творческая работа позволяет одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания, способствует повышению познавательной активности, развитию интереса к предмету.
Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Основная цель использования кроссвордов: проверка усвоения учащимися основных математических понятий.
Заключение
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.