«Большая прогулка по малой родине»
Информационная карта проекта
Составляющие проекта
|
Краткая характеристика
|
Название проекта
|
Проект зимнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Парус надежды» «Большая прогулка по малой родине»
|
Учреждение, которое реализует проект, адрес
|
ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района»
223317
аг.Лешница, ул.Школьная,1
e-mail: leshnica@berezino-asveta.by
тел. 8(01715) 63345
|
Автор проекта
|
Кисель Наталья Ивановна, заместитель директора по основной деятельности, начальник оздоровительного лагеря
|
Нормативно-правовое обеспечение
|
Конституция РБ.
Закон «Об образовании в РБ».
Положение об ОЛ «Парус надежды».
Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы управления по образованию, спорту и туризму и ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района».
Должностные инструкции работников.
Справки о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Планы работы.
|
Методическое обеспечение проекта
|
- Гражданско-патриотическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Художественно-творческое;
- Образовательно-развивающее;
- Трудовое и безопасность жизнедеятельности;
- Культурно-досуговое.
|
Цель
|
Привлечение учащихся к богатому культурно-историческому наследию малой родины путём комплексного краеведческого изучения истории Березинщины.
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, расширение их кругозора, создание оптимальных условий для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей и формирование социально-активной личности гражданина и патриота; развитие личностного потенциала, содействие формированию гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
|
Задачи
|
- на создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
- на вовлечение детей в активную спортивно—оздоровительную деятельность;
- на обеспечение длительного пребывание на свежем воздухе;
- на укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности;
- на привитие навыков здорового образа жизни;
- творческих способностей учащихся, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления;
- воображения как основы решения творческих задач;
- мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности одних и тех же событий в разных исторических источниках;
-эстетических чувств (в процессе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Березинщины);
- на формирование культуры общения и поведения в социуме;
- на воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга;
- на воспитание творческой личности;
-на воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
|
Краткая идея смены
|
Вся смена «Большая прогулка по малой родине» представлена в виде возможности детей изучать историю родного края, а именно Березинского района, приобщение к историческому и культурному наследию в форме бесед, игр, экскурсий по агрогородку, создание условий для раскрытия творческих способностей ребенка, для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности.
|
Ожидаемые результаты
|
Знать:
- историю образования города;
- наиболее значимые достопримечательности города Березино;
- названия рек и представителей животного и растительного мира Березинского района;
- историко-культурные достопримечательности города;
- названия известных улиц и площади;
- самые крупные предприятия города
профессии своих родителей, бабушек и дедушек
сведения об истории и традициях родной школы;
- имена известных людей, которые в разное внесли вклад в развитие Березинщины.
Уметь:
- находить свой город на карте области;
- объяснять символику города;
- рассказать в непосредственной обстановке историю возникновения Березино;
- описывать отдельные события из истории города;
- объяснять название улицы, историю имени улицы, города;
- выражать своё отношение к родному краю;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;
- соблюдать правила поведения в музеях и на выставках;
- ориентироваться в исторических датах и событиях, связанных с жизнью города
|
Критерии эффективности
|
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- удовлетворённость детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- проявление инициативы детей в организации досуга;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
|
Категория участников
|
Проект может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Возраст участников проекта: 6-8 лет.
|
Срок реализации проекта
|
Краткосрочный проект
1 смена с 19.02.2024 – 24.02.2024 (6 дней)
|
Кадровое обеспечение
|
- начальник оздоровительного лагеря;
- заместитель начальника оздоровительного лагеря;
- педагог-организатор;
- воспитатели;
- заведующий Лешницким ФАПом;
-библиотекарь сельской интегрированной библиотеки;
- руководитель физического воспитания;
-руководитель по военно-патриотическому воспитанию;
- руководители объединений по интересам;
- работники кухни;
- охрана;
-рабочий по обслуживанию зданий и сооружений;
- техработники.
|
Материально- технические условия для реализации проекта
|
- сельский дом культуры, библиотека;
- физкультурно-оздоровительный центр «Лазурный» аг.Лешница;
- открытая спортивная площадка;
- стадион;
- столовая;
- игровая;
- творческая мастерская.
|
Финансовое обеспечение
|
- районное финансирование;
- родительская доплата;
-дополнительных финансовых затрат не требуется.
|
Пояснительная записка
Сегодня говорить о воспитании гражданина и патриота Республики Беларусь, сознательного представителя нации - значит думать о будущем страны, Отечества.
Важным средством формирования самосознания является привлечение детей и молодежи к культурно-историческому наследию своей Родины, в первую очередь того уголка, где живёшь.
Заботясь о будущем Отечества, народ оставил нам, своим потомкам, богатое духовное и материальное наследие. Знать, беречь, преумножать его - священный долг подрастающего поколения.
Каникулярное время составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям истории и культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Зимний лагерь с дневным пребыванием детей это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой обязательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Это дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения и самореализации.
Лагерь — это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, удовлетворение детских интересов и расширения кругозора.
Согласно проведённому опросу не все дети имеют возможность поехать в детские лагеря за пределами района, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся неохваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребывание детей «Парус надежды» размещается на базе ГУО «Лешницкая средняя кола Березинского района».
В основу организации работы лагеря заложены здоровьесберегающие технологии, которая реализовывается в игровой форме.
Краеведческий проект летнего лагеря «Парус надежды» ориентирован на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Проект универсален, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере — это главная основа его существования и непременное условие развития. Данный проект включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
По своему содержанию проект охватывает темы истории, культуры, традиций, природы Березинщины.
Дополнительные зимние каникулы составляют значительную часть свободного времени младших школьников. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за четверть напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления лагеря «Парус надежды» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы «Большая прогулка по малой родине» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Парус надежды» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации осенних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится спортивно-оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе ГУО «Лешницкая средняя кола Березинского района». Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цель: привлечение учащихся к богатому культурно-историческому наследию малой родины путём комплексного краеведческого изучения истории Березинщины; создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, расширение их кругозора, создание оптимальных условий для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей и формирование социально-активной личности гражданина и патриота; развитие личностного потенциала, содействие формированию гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи проекта:
- на создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
- на вовлечение детей в активную спортивно—оздоровительную деятельность;
- на обеспечение длительного пребывание на свежем воздухе;
- на укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности;
- на привитие навыков здорового образа жизни;
- творческих способностей учащихся, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления;
- воображения как основы решения творческих задач;
- мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности одних и тех же событий в разных исторических источниках;
-эстетических чувств (в процессе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Березинщины);
- на формирование культуры общения и поведения в социуме;
- на воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга;
- на воспитание творческой личности;
-на воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Актуальность проекта
Одним из актуальных направлений в воспитательной работе является воспитание патриотических чувств учащихся, расширение кругозора, развитие их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава Березинского района.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным в качестве ведущего фактора в воспитании патриотизма. Сущность краеведения в пришкольном оздоровительном летнем лагере заключается во всестороннем изучении воспитанниками под руководством воспитателей в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.
Краеведение развивает у воспитанников наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Особенностью данного проекта является организация индивидуальной и коллективно - творческой деятельности воспитанников по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации.
Проект призван обогатить знаниями об историческом прошлом Березинского района, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать учащихся на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Одна из основных линий проекта включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря «Парус надежды» является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка — время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Основная идея проекта «Большая прогулка по малой родине» – предоставление возможности детям изучать историю родного края, а именно Березинщины, приобщение к историческому и культурному наследию в форме бесед, игр, экскурсий по городу, создание условий для раскрытия творческих способностей ребенка, для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности.
Целесообразность проекта раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Новизна и оригинальность проекта заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности воспитанников посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую, творческую деятельность.
Концептуальные основы деятельности
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сфорсированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа Беларуси. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Большая прогулка по малой родине» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
В основу создания концепции программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием были положены следующие идеи:
- идея первичности личности по отношению к обществу;
- идея опоры на базовые потребности ребенка;
- идея развития личности в процессе воспитания;
-идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания.
Принципы проекта
Проект оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Парус надежды» «Большая прогулка по малой родине» руководствуется следующими принципами:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам оздоровительного лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Парус надежды» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа;
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку выбирать средства достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Объективные факторы работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В зимнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика, зарядка и закаливание, минутки здоровья.
Условия реализации проекта
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Конституция РБ.
Закон «Об образовании в РБ».
Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Парус надежды».
Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере с дневным пребыванием.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы управления по образованию, спорту и туризму и ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района».
Должностные инструкции работников.
Справки о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Материально-техническое обеспечение
- сельский дом культуры, библиотека;
- физкультурно-оздоровительный центр «Лазурный» аг.Лешница;
- открытая спортивная площадка;
- стадион;
- столовая;
- игровые;
- комната для сна;
- творческая мастерская.
- районное финансирование;
- родительская доплата.
Кадровое обеспечение
- начальник оздоровительного лагеря;
- заместитель начальника оздоровительного лагеря с дневным пребыванием;
- педагог-организатор;
- воспитатели;
- заведующий Лешницким ФАПом;
- библиотекарь сельской интегрированной библиотеки;
- руководитель физического воспитания;
- руководитель по военно-патриотическому воспитанию;
- руководители объединений по интересам;
- работники кухни;
- охрана;
- рабочий по обслуживанию зданий и сооружений;
- техработники.
Механизм реализации проекта
«Большая прогулка по малой родине» - смена лагеря «Парус надежды» с дневным пребыванием.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (январь):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
- Организационный:
-формирование отряда;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголка отряда.
- Основной (6 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
- Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видеодневника (презентации).
Образовательная деятельность в рамках смены «Большая прогулка по малой родине» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 8 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов.
Методическое сопровождение проекта
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач, которое задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
- Организаторские дела (метод взаимодействия)
- Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
- Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать, как можно больше об истории каждой области)
- Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
- Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
- Спортивные дела (зарядка, спортивно-развлекательные игры, спортивные состязания, шахматно-шашечный турнир, полоса препятствий и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения:
- диагностический;
- консультационный;
- прогностический;
- практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
-Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
- Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
- Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
- Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Основное содержание проекта
Зимний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Главная цель спортивно - оздоровительной работы – это сохранение и укрепление здоровья детей. Она включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в оздоровительном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя зарядка различной тематики;
- утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики;
- минутки здоровья (минутка здоровья «Детский травматизм», минутка здоровья «Танец маленьких утят», минутка здоровья «Спортивная гигиена»).
- осмотр детей медицинским работником;
- организация здорового питания детей (использование йодированной соли при приготовлении пищи, дополнительная С-витаминизация);
- подвижные игры на свежем воздухе;
- спортивные праздники, эстафеты и соревнования (спортивно-развлекательная игра «Зов джунглей», игровое ассорти «Догони-ка!», час веселых игр «Играем вместе, играем от души», игровая программа «Физкультура – Спорт - Здоровье», спортивная игра «Убедишься ты однажды – в спорте побеждает каждый», игровая программа «Мы не только отдохнём, но и с пользой время проведем»).
Организация культурно-досуговой работы
Ее цель - организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются:
- спортивные соревнования, представления, прогулки, путешествия;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Мероприятия культурно-досуговой деятельности:
- Информационная минутка «Эта прекрасная страна Детства», «Интересные факты из истории страны», «Как прекрасен наш Березинский край», «Удивительные факты спортивных достижений».
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию включает в себя формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы мероприятий:
- Викторина «Наша осень. Обычаи и традиции».
- Деловая игра «Продукты на нашем столе. Полезные и не очень».
- Информационная минутка «Как прекрасен наш Березинский край».
- Информационная минутка «Удивительные факты спортивных достижений».
- Экскурсия в Лешницкую интегрированную библиотеку «Спортсмены Беларуси».
- Беседа «День народного единства».
- Конкурс рисунков « Моя малая Родина».
Работа по трудовому воспитанию и безопасной жизнедеятельности включает мероприятия по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, проведение инструкций по охране труда.
Трудовое воспитание — процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью формирования у них трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы:
- бытовой самообслуживающий труд (дежурство по отряду и столовой);
- общественнополезный труд (содержание прилегающей территории в чистоте, акция «Сделай мир чище», экологический рейд, благоустройство школьной территории);
- инструктаж по безопасному поведению в период каникул, во время оздоровления в школьном лагере;
- минутки безопасности (инструктаж по безопасному поведению в каникулярный период, во время оздоровления в лагере с дневным пребыванием, «Природный газ в жизни человека», «Спички детям не игрушка. Огонь – наш враг или друг?», «Безопасное путешествие в природу»).
Образовательно-развивающая работа включает мероприятия по изучению областей и областных центров, оформление презентаций, проведение викторин, интеллектуальных игр и информационных видео-минуток.
Мероприятия:
- Викторина «Наша осень. Обычаи и традиции».
- Деловая игра «Продукты на нашем столе. Полезные и не очень».
- Конкурс «В гостях у светофора». Вопрос-ответ по ПДД.
- Ролевые игры по правилам дорожного движения.
- Конкурсная игровая программа. «Краски-непоседы».
- Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина.
- Разгадывание кроссвордов и ребусов по мультфильмам.
- Беседа «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».
- Беседа «День народного единства».
- Викторина «По страницам Красной книги».
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Время творческих дел: выбор названия отряда, девиза, эмблемы, составление маршрута путешествия.
- Конкурс рисунков по ПДД «Дорожные зарисовки».
- Музыкальная шкатулка «Угадай, мелодию».
- Конкурс поделок «Пластилиновая ворона».
- «Проба пера». (Сочини сказку).
- «Прочитай и нарисуй» (работа в группах).
- Конкурс рисунков « Моя малая Родина».
- Конкурс поделок «Осенние фантазии».
- Конкурс «Мои достижения в лагере».
Система контроля и результативности реализации проекта
№ п/п
|
Мероприятие
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
1.
|
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
|
Январь
|
Начальник оздоровительного лагеря
|
2.
|
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления интересов, мотивов пребывания в лагере.
|
1 день смены лагеря
|
Воспитатели
|
3.
|
Ежедневное наблюдение за настроением детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
|
В течение смены
|
Начальник оздоровительного лагеря, воспитатели
|
4.
|
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
|
Последний день смены
|
Воспитатели
|
5.
|
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
|
В течение смены
|
Начальник оздоровительного лагеря
|
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
Ожидаемые результаты
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- укрепление физического и психологического здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
- улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве;
- личностный рост участников проекта;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений:
- лидерские способности.
- чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
- умение общения с взрослыми.
- высказывание и отстаивание своей точки зрения.
- видение ошибок и умение находить пути их исправления;
- уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
План мероприятий в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Парус надежды»
Смена «большая прогулка по малой родине»
День в лагере
|
Мероприятия
|
19.02.2024
День знакомств.
«Знакомьтесь – это мы!»
|
- Инструктаж по безопасному поведению в каникулярный период, во время оздоровления в лагере с дневным пребыванием.
- Информационная минутка «Эта прекрасная страна Детства».
- Огонек знакомств «Расскажи мне о себе».
- Спортивно-игровая программа «Веселые старты».
- Время творческих дел: выбор названия отряда, девиза, эмблемы.
- Игры на сплочение и знакомство коллектива («Гусеница», «Путанка», «Построение», «Моргалки» и др.).
- Интерактивная игра «Самый сообразительный».
|
20.02.2024
День истории.
« Ад прадзедаў спакон вякоў нам засталася спадчына…»
|
- Информационная минутка «Интересные факты из истории страны».
- Минутка здоровья «Детский травматизм».
- Видеоурок «Мой родной город».
- Подвижная игра «Юный следопыт».
- Познавательная беседа «Легенды и рассказы о Березинском крае».
- Конкурс рисунков «Дети против огня».
- Экскурсия к Скульптуре воину аг.Лешница
|
21.02.2024
День малой Родины «Найти малую родину легко»
|
- Информационная минутка «Как прекрасен наш Березинский край»
- Минутка здоровья «Танец маленьких утят».
- «Чудеса волшебной бумаги» (Оригами).
- Квест-игра «Улицы родного агрогорода».
- Спортивное мероприятие «Полесские робинзоны».
- Белорусские народные игры «Играем вместе».
- Конкурс поделок «Пластилиновая ворона».
|
22.02.2024
День памяти.
«...Какой ценой Победа нам досталась, ты помни – никогда не забывай!»
|
- Минутка безопасности «Безопасное путешествие в природу».
- Викторина «По страницам Красной книги».
- Видеопрезентация к 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков «И помнит мир спасённый».
- Устный журнал «Березинщина в годы Великой Отечественной войны».
- Игра по станциям «Времен связующая нить».
- Игровая программа «Счастливый случай».
- «Прочитай и нарисуй» (работа в группах).
|
23.02.2024
День «Спорта»
«Здоровым быть здорово!»
|
- Информационная минутка «Удивительные факты спортивных достижений».
- Минутка безопасности «Спички детям не игрушка. Огонь – наш враг или друг?».
- Экскурсия в Центр безопасности г.Борисова.
- Игра по станциям «Времен связующая нить».
- Познавательная беседа «История появления письменности на белорусских землях».
- Игровая программа «Счастливый случай».
- Игра «Эрудит – путешествие по Беларуси».
|
24.02.2024
День родной школы.
«Школа, школа — дом второй, мудрый, строгий и родной.
Столько лет мы день за днём в стенах добрых проведём!»
|
- Минутка безопасности «Безопасное путешествие в природу».
- Викторина «По страницам Красной книги».
- Познавательная беседа «Парад школьных наук».
- Спортивная эстафета с мячами.
- Конкурс небылиц «Как меня собирали в лагерь».
- Развлекательная программа «Шарики и бантики».
- Конкурс «Мои достижения в лагере»
|
Литература
- Бельмач, Ю.Г. Необыкновенное лето: Летние формы отдыха для детей, увлеченных наукой и техникой: Метод. пособие. / Ю. Г. Бельмач, Ю. М. Жуковский, С. Е. Виноградов, Н. А. Сусов, Л. П. Жильцова, А. В. Леонтович, А. Б. Романов, Н. Ю. Зубрилин. – М.: Арктика 4Д, 2010
- Бычковский, П.М. Формы воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере: учеб.- метод. пособие для организаторов детского досуга, студентов пед. спец. / П. М. Бычковский, Л. С. Полякова, Р. П. Попок. – Минск: БГУ, 2004
- В методическую копилку лета: проекты-победители республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь в номинациях «Лучшая творческая идея смены» и «Лучшее оформление проекта смены» / сост. Ю. А. Выхристов. – Минск: УО «Нац. детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок», 2011
- Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. - метод. пособие / М. Е. Сысоева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
- А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. - Ярославль, Академия развития, 2001.
- Вараскин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей. – М.: «Школьная пресса», 2006.
- Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.
- Выигрывает тот, кто играет! – Н. Новгород, «Педагогические технологии», 2001.
- Детские праздники: Сценарии, игры, конкурсы. - М.: РИПОЛ классик, 2006.
- ДЦ «Алые паруса»: Социально – педагогическая модель. - Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Загородный летний лагерь. 1-11 классы / Сост. С.И. Лобачева, В.А. Великородная. - М.: ВАКО, 2006.
- Игротека. Лидер ХХI века. / Сост. Л.А. Побережная. Н. Новгород, «Педагогические технологии», 2006.
- Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. \ Сост. С.В. Шорина, Н.И. Волкова - М.: ЦЛГ, 2014.
- Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. – М.: «Школьные технологии», 2008.
- Шмаков С.А. Лето. - М.: Магистр, 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЖИМ ДНЯ
Сбор детей
|
8.30 — 9.00
|
Утренняя зарядка
|
9.00 — 9.15
|
Завтрак
|
9.15 — 9.30
|
Культурно-массовые и спортивные мероприятия
Работа объединений по интересам
|
9.30 — 12.20
|
Оздоровительные мероприятия
|
12.20 — 12.30
|
Обед
|
12.30 — 13.00
|
Культурно-массовые и спортивные мероприятия
Занятия по интересам
|
13.00 — 14.00
15.00 — 15.30
|
Полдник
|
15.30 — 15.45
|
Уход домой
|
15.45 — 16.00
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.Твои первые впечатления от лагеря?
- Плохие
- Хорошие
- Не очень хорошие
- Не очень плохие
- Другое_____________________________
2.Что ты ждешь от лагеря?
- Хорошего настроения
- Весёлых игр
- Познавательных занятий
- Новых знакомств
- Спортивных соревнований
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Спортивное направление
- Художественно-прикладное
- Начально-техническое направление
- Трудовая деятельность
- Познавательная деятельность
- Что тебе нравиться делать?
- Играть
- Соревноваться
- Принимать участие в выставках
- Подготавливать задания для других детей
- Заниматься декоративно-прикладным творчеством
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Скорее да, чем нет
- Скорее нет, чем да
- Кто твои друзья в лагере?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Я не хочу, чтобы ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Я хочу, чтобы ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Я боюсь, что ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя__________________ Фамилия _____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АНКЕТА (в конце смены)
- Что ты ожидал (а) от лагеря?
- Что тебе понравилось в лагере?
- С кем из ребят ты подружился?
- Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
- Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
- Что из того, что ты получи(а) в лагере, ты можешь использовать своей повседневной жизни уже сейчас?
- Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
- Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
- Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?
- Самое важное событие в лагере? Было или оно?
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
- Закончи предложения:
Я рад, что_______________________________________________________
Мне жаль, что____________________________________________________
Я надеюсь, что___________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память_____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя___________________________________________________
- Самое яркое впечатление за эти дни у меня ...
- Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось ...
- Несколько слов о нашем отряде ...
- Мои впечатления о лагере.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Инструментарий оценивания эффективности реализации программы
Изменение отношения к другим, к жизнедеятельности в лагере
Как ты относишься
|
Показатели отношений
|
К членам своего отряда
|
Нормально
|
Уважительно
|
По-разному
|
Восторженно
|
К членам экипажа
|
Нормально
|
Уважительно
|
Конфликтно
|
Презрительно
|
Безразлично
|
Мальчики – к девочкам
|
Нормально
|
Уважительно
|
По-разному
|
Восторженно
|
Никак
|
Девочки – к мальчикам
|
Нормально
|
Уважительно
|
По-разному
|
Восторженно
|
Никак
|
К воспитателям
|
Нормально
|
Уважительно
|
Восторженно
|
К жизни в лагере
|
Нормально
|
Уважительно
|
Конфликтно
|
Презрительно
|
Безразлично
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Познавательная игра «Природа вокруг нас»
Цели: обобщить знания детей о разнообразии животных и растений.
Задачи:-продолжать формировать представление о жизни животных и растений;
-совершенствовать знания об окружающем мире;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Ход игры
В игре участвуют четыре команды. В начале игры команды представляются и приветствуют друг друга.
1-ый конкурс «Разминка».
Вопросы командам задаются по очереди.
- Что за трава ,которую и слепые узнают?(крапива)
- Как можно пронести воду в решете?(заморозив)
- Под каким кустом сидит заяц во время дождя?(под мокрым)
- Много рук, а нога одна? (дерево)
- Где сухого камня не найдёшь? (под водой)
- Кто появляется весной раньше - летучая мышь или насекомые? (насекомые)
- Что вниз верхушкой растёт?(сосулька)
- Какой цветок имеет мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья)
2-ой конкурс. « Заморочки из бочки»
Представители команд по очереди вытаскивают из мешка бочонки лото с номерами вопросов.
1.Какие жизненные формы встречаются у растений?(травы, кустарники, деревья).
2.Как растения размножаются? (семенами, черенками, клубнями, усами).
- Как зимуют обитатели водоёмов? (ведут малоподвижный образ жизни. Зарываются в ил.)
4.Как лягушки и жабы ловят пищу?(языком)
5.Толстым или тощим ложится медведь в спячку?(толстым)
6.Объясни слово корень , не произнося его.
8.Назови части растения.
9.Какой особенностью отличается клёст от других птиц ? (Выводит потомство зимой ).
3-ий конкурс. «Ты - мне, я - тебе ».
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
4-ый конкурс. «Да или нет».
От каждой команды по очереди к столу ведущего подходят по одному человеку. Участник читает фразу на карточке, и если он согласен с ней, то пишет «да», а если не согласен - пишет «нет».
1.Ласточки и стрижи питаются насекомыми .(да)
2.Лягушка-домашнее животное .(нет)
3.У кукушки кукует самец. (да)
4.Перелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как и на родине.(нет)
5.Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада.(нет)
6.Число 28 есть только в феврале .(нет)
7.Волк, лиса, рысь-хищники.(да)
8.Берёза ,осина, тополь- лиственные деревья. (да)
5-ый конкурс. «Кроссворд»
Участника выдаются плакаты с кроссвордами.
Подведение итогов игры .
Награждение команды –победителя.
Спортивного праздника
« Мы юные пожарные»
Ход праздника
Цели: -популяризировать и расширять знания о пожарной безопасности;
-воспитывать уважение к профессии пожарного;
-содействовать формированию сплочённого коллектива.
Ход мероприятия
Дети заходят в зал под спортивный марш, садятся на стулья.
Ведущий:
Знают взрослые, знают дети, в самых дальних концах земли!
Люди, сколько жили на свете, пуще глаз огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду у костра их всегда согревал
И людскому великому роду замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, - всемогущий горячий огонь.
И хоть тысяча лет пролетели, людям нужен по – прежнему он.
Ведь издревле до нашего века он – помощник и друг человека.
Дети читают стихи.
1-я девочка: Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
электрических лампочек чудо.
2-я девочка: Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты.
3-я девочка: Хлеб и булки огонь выпекает,
и от холода нас защищает.
4-я девочка: И до дальних звёзд от Земли
Мчат космические корабли.
Музыкальный номер «Танец огня».
Ведущий: Чудо – Огонёк на свете добрым делом согревает,
Добрым делом помогает, добрый огонь нужен,
С добрым огнём дружим,
Но иногда бывает, нас огонь огорчает.
Огонь бывает другим, опасным бывает и злым.
Не согреет ладошек он ваших, превращает всё в пепел и дым.
И жесток он, и грозен, и страшен.
Когда мы неосторожны, в пожаре погибнуть можно.
-Но, есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как называют людей этой профессии? (ответ детей)
- Верно! Пожарные. Запомните дети: как только огонь увидите, не теряйтесь никогда, действуйте умело, звоните по телефону. И о пожаре сообщите, и пусть помнит каждый ребёнок пожарный номер (ответ детей) 101!
Ведущий: Все вы знаете, что пожарные -люди особенные, для которых героическая борьба с огнём и долг и профессия. Какими должны быть пожарные? (ответы детей)
Ведущий: А почему пожарные должны быть именно такими?
Дети: Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.
Ведущий: Верно! Но, чтобы всегда быть в боевой готовности, они тренируются. Соревнуются в скорости, силе, ловкости. И сегодня мы будем наблюдать за соревнованием между командами юных пожарных. Представляю вам команду «Огнетушитель» и команду «101». Поприветствуйте друг друга.
Команда «Огнетушитель»:
Команда наша «Огнетушитель»,
Перед вами – победитель.
Вам желаем не отстать
Много нового узнать.
Команда «101»:
Мы команда «101»,
вас сегодня победим.
А вам желаем от души,
Чтоб результаты ваши,
Все были хороши.
Ведущий: Чтобы выявить самых – самых, есть у нас жюри (представляет).
Команды, на старт! Приглашаю вас пройти испытание. Ребята, выходите в эстафете покажите, как вы будете пожарных вызывать.
Эстафета №1 «Кто быстрее вызовет по телефону пожарную команду».
Проводится между двумя командами. Перед каждой командой строится полоса препятствий -дуга, 4 обруча. Надо пролезть под дугами, прыжки на двух ногах из одного обруча в другой, добежать до куба, где стоит телефон, быстро набрать 101 и назвать свою фамилию, улицу, номер школы. Назад вернуться бегом и передать эстафету следующему.
Ведущий: Без малого два века, как в нашей стране появились пожарные. Это сейчас о пожаре мы сообщаем по телефону, по рации, у первых пожарных, этого не было. Как они узнавали о пожаре? (ответы детей). Правильно, в каждом городе и большом селе была высокая башня. Она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где-нибудь дым, и при необходимости подавал сигнал пожарной команде, в колокол трезвонил.
Эстафета №2 «Кто быстрее позвонит в колокол».
По сигналу первые из команд бегут, преодолевая препятствия, добегают до куба и звонят в колокол. Вернуться назад бегом, передавая эстафету следующему.
Аттракцион для гостей «Перетягивание каната».
Ведущий: Кто из вас знает, на чём передвигаются пожарные по городу?
Дети: В их распоряжении специально оснащённые пожарные машины ярко-красного цвета.
Ведущий: Верно! Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук сирены. Сейчас посмотрим, водитель, какой команды быстрее доставит пожарных к месту пожара.
Эстафета №3 «Лучший водитель пожарной машины».
От каждой команды, по одному участнику. По сигналу играющие должны смотать палочку – шнур, привязанный к пожарной машине. Побеждает тот, чья машина быстрее приблизится к игроку.
Ведущий: А сейчас немного отдохнём, я буду читать стихи, а болельщики должны закончить.
1.Если дым валит клубами, пламя бьётся языками,
И огонь везде, и жар – это бедствие …. (пожар).
2.Выпал на пол уголёк, деревянный пол поджёг.
Не смотри, не жди, не стой, а залей его. (водой).
3.Если младшие сестрички зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять? Сразу спички те …. (отнять).
Молодцы наши болельщики, правильно закончили стихи. А теперь мы узнаем, как прошли наши первые испытания? Предоставляется слово жюри.
Слово жюри.
Ведущий: Мы с вами уже говорили, что пожар тушат водой, а ещё его тушат чем?
Дети: Специальной пеной, содержащейся в огнетушителях.
Ведущий: Верно! А вы знаете, что пожарные они все смелые, могут пройти сквозь огонь, воду и медные трубы.
Эстафета №4 «Пожарным быть – быть значит смелым».
По сигналу игроки первые из команд начинают проходить сквозь «огонь» (обруч с имитацией огня, «воду» (перепрыгивают, через обруч, «медные трубы» (ползут по «тоннелю», обратно бегом, передавая эстафету следующему.
Ведущий: Представьте вы себе, ребята, одну из вот таких картин:
Жилище всё огнём объято, а в нём ребёночек один.
Кричит малышка, задыхаясь, отца зовёт и мать зовёт.
Сквозь пламя пробираясь, пожарный напролом идёт!
Но с каждым шагом тяжелее идёт, в дыму он чуть дыша,
Спасает с честью малыша!
Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей.
Эстафета №5 «Кто сможет скорее вынести кукол в безопасное место».
Перед каждой командой на расстоянии лежит обруч, в нём лежат куклы и другие предметы. По сигналу первые из команд начинают ползти на четвереньках «по задымленному коридору», затем, перешагивают через препятствия, добегают до обруча и «спасают человека» (берут куклу). Вернуться назад бегом, передавая эстафету следующему.
Ведущий: Все пожарные отличные, очень смелые друзья,
Дело у них необычное, медлить никогда нельзя.
Аттракцион для гостей «Какая команда быстрее и крепче свяжет пять кусков верёвки в одну, чтобы оказать помощь «пострадавшим».
Вся команда выходит вперёд, и встают на расстоянии вытянутых рук, у каждого в руках по верёвки (длиной около 50 см.). По сигналу начинают связывать верёвки в одну.
Ведущий: Наши отважные пожарные отдохнут. Задание болельщикам, вы должны назвать, из каких произведений взяты следующие строки?
1.«Море пламенем горит, выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные бегите! Помогите! Помогите!».
(К. Чуковский «Путаница»)
2.«Что за дым над головой? Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команды. От огня спасает дом».
(С. Михалков «Дядя Стёпа»)
3.«Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице.
Ищут давно, но не могут найти, парня какого-то лет двадцати».
(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)
4.«Пожар! Горим! Горим!
С треском, щёлканьем и громом, встал огонь над новым домом,
Озирается кругом, машет красным рукавом.
Как увидели грачи, это пламя с каланчи затрубили,зазвонили:
Тили-тили, тили-бом! Загорелся Кошкин дом!»
(С. Маршак «Кошкин дом»)
Молодцы! Вы все знаете эти произведения. А теперь предоставляем слово жюри.
Ведущий: Пока наше справедливое жюри, подсчитывает баллы, у нас есть время поиграть.
Игра называется «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящее к пожару, должны хлопнуть в ладоши, а услышав слово не относящее к пожару, должны топнуть ногами. Будьте внимательны.
Игра «Не ошибись». (Режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, играет, поёт, краска, спички, рукав, огонь, билет, 101, бинт, сверло, маска, противогаз, сирена, пламя).
Ведущий: Вот закончили нашу тренировку. Вы показали свои умения. Давайте ещё раз вспомним правила поведения при пожаре. А теперь предоставляем слово жюри.
Жюри объявляет результаты.
Представитель пожарный: Объявляю всем благодарность и принимаю в команду «Юный пожарный». (Зачитывает имя или фамилию детей, вручает призы).
Под марш дети выходят из зала.
Белорусские народные игры
«Играем вместе!»
Цель:
- формировать гражданско-патриотические качества личности учащихся.
Задачи: - расширение знаний учащихся о культуре и традициях Беларуси;
-формирование у учащихся ценностного отношения к своей Родине, воспитание их на лучших традициях национальной культуры;
-воспитание у учащихся глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям и культуре белорусов;
-создание условий для развития творческой личности , самообразования , самовыражения.
Оборудование : мультимедийная установка, презентация «Белорусские праздники»
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
- Дети заходят в зал. Их встречает Янка (в национальном костюме).
Янка: Добрый день, ребята!
Дети: Добрый день!
Воспитатель: Ребята ,наш весёлый праздник будет посвящён белорусским играм . В гости к нам пришёл Янка- большой знаток белорусских забав. Вместе с ним мы будем играть и веселиться. Янка, мы слышали, что ты знаешь много белорусских игр.
Янка: Да, знаю.
Воспитатель: Так может ты и нас научишь?
Янка: Конечно, научу. Древняя белорусская народная культура была и остаётся в нашей жизни- в обрядах, обычаях, легендах, праздниках. А знаете ли вы, ребята, белорусские праздники? (беседа сопровождается презентацией «Беларускiя святы»)
Дети : весной-Пасха , Гуканне вясны, Вербное воскресенье , Комоедица, Радуница,Сороки, летом- Троица, Купалле, осенью- Деды, Покров, Жатва, зимой-Коляды, Громница, Масленица.
Есть праздники грустные, такие как Радуница, Деды, где поминают своих предков. А есть праздники весёлые, такие как Масленица, Коляды.
На веселых праздниках всегда устраивают игрища. Вот и мы сегодня с вами поиграем в белорусские народные игры.
Но для начала нам с вами надо размяться.
Разминка”Беларуские напевы” (муз.)
Дети повторяют танцевальные движения за Янкой.
Янка: Ну что ж, а теперь давайте поиграем.
Игра «Міхасік»
Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов:
Ты, Міхасік, не зевай, не зевай!
Лапаточкі азувай, азувай! —
звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.
С окончанием музыки все останавливаются, и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
Правила игры. Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.
Музыкальный номер (выступают заранее подготовленные дети)
Игра «Прэла-гарэла»
Ведущий (или игрок) в разных местах прячет разные предметы, сопровождая действия словами:
Прэла-гарэла,
За мора ляцела.
А як прыляцела,
Дык недзе і села,
Хто першы знойдзе,
Той сабе і возьме!
После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.
Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.
Игра «Заяц-месяц»
Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:
— Заяц-месяц, дзе ты быў?
— У лесе.
— Што рабіў?
— Сена касіў.
— Дзе паклаў?
— Пад калоду.
— Хто ўкраў?
— Чур.
На кого падает слово «чур», тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.
Правила игры. Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.
Музыкальный номер (выступают заранее подготовленные дети)
Игра «Млын»
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.
Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Игра «Пярсцёнак»
Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:
Вось па крузе я іду,
Усім пярсценачак кладу,
Мацней ручкі заціскайце
Да глядзіце, не зявайце.
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.
Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»— все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.
Игра «У Мазаля»
Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:
— Здравствуй, дедушка Мазаль —
З дліннай белай барадой,
З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!
— Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?
Дзе вы былі? Што рабілі?
— Дзе мы былі, вам не скажам,
Што рабілі — пакажам!
Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазоль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.
Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.
Игра «Лясь, лясь, уцякай!»
Играющие ходят по площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:
— Лясь, лясь, уцякай!
Цябе коні стопчуць.
— А я коней не баюсь,
Па дароге пракачусь —
несколько игроков начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.
Правила игры. Убегать можно лишь после слова прокачусь. Тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.
Янка: Ну что ж ребята, сегодня мы с вами славно повеселились. Вы разучили много новых белорусских игр. Слушали белорусские песни. А в заключение нашего праздника я приглашаю всех на танец «Ручеёк».
Дети выходят танцевать.
Воспитатель и Янка( прощаются с ребятами после танца):
Мы и играли и плясали, много нового узнали.
Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.
Бывайте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
До новых встреч!