РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Что такое толерантность?

Толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению толерантности.

 Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»...

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Также трактуется ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

 Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

 Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

 Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

ТЕСТ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Тест поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь.

1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

  а) чтобы играли те, кто не знает еще правил;

  б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

  а) да;

  б) нет.

3. Болезненна ли для вас ситуация, когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект уже предложили ваши одноклассники:

  а) да;

  б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

  а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

  б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

  а) вам всегда это трудно сделать;

  б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом, которой становитесь:

  а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

  б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие ваши одноклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться  "лучше, чем есть":

  а) да;

  б) нет;

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

  а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;

  б) вы рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

  1-б,  2-б,  3-б,  4-а,  5-б,  6-б,  7-а,  8-б. Сложите баллы.

Результаты:

  От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонность. Часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

  От 5 до 12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения.  Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

  От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

 

свернуть

Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?

  • Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в школу»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ребенка. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно - заранее.
  • приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.
  • во время обсуждения проблемы в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного — это нечестно!
  • не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.
  • побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних задания по математике», «отказался отвечать на уроке химии» и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
  • совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
  • предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», — этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!
  • не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть — своих детей.
  • заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра? помните о перспективах.

9  испытанных способов

ладить со всеми людьми

 

  • Не бросайтесь обещаниями, но будьте верны своему славу.
  • Никогда не упускайте возможность похвалить или подбодрить другого.
  • Отказывайтесь говорить отрицательно о других; не сплетничайте и не слушайте сплетен.
  • Будьте великодушны к другим. Верьте, что большинство людей делают все, что в их силах.
  • Будьте открыты и непредубеждены; обсуждайте, но не спорьте. (Можно не соглашаться и при этом оставаться друзьями).
  • Развивайте свое чувство юмора. Смех лучший способ сблизить людей. Не ищите утешения но утешайте. Не ждите понимания, но понимайте. Не стремитесь быть любимыми, но любите.
  • Если вас критикуют, подумайте, правда ли то, что о вас говорят. Если да, то постарайтесь измениться. Если же критика несправедлива, не обращайте на нее внимание и живите так, чтобы никто и не поверил этим критическим замечаниям в ваш адрес.
  • Пусть ваши добродетели говорят сами за себя.
  • Считайте не до десяти, а до тысячи, прежде чем сделать или сказать нечто, что может причинить вред.
свернуть

Я выбираю ЖИЗНЬ

Рекомендации по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации

Если человек, на ваш взгляд, оказался в стрессовой, кризисной ситуации и/или склонен к суициду (имел в прошлом попытки к самоубийству)
развернуть

 

Если человек, на ваш взгляд, оказался в стрессовой, кризисной ситуации и/или склонен к суициду (имел в прошлом попытки к самоубийству):

• Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

• Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не   игнорируйте          предупреждающие знаки.

• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".

• Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.

• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

• Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.

• Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

• Не предлагайте упрощенных решений типа: "Все, что Вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше".

• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

• Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.

свернуть

Советы по выбору профессии

подробнее...