Программные задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о Беларуси;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся со всем, что нас окружает:
(Приветствие сопровождается движениями.)
Здравствуй, Небо голубое!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце золотое!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля!
(Описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель:
Здравствуйте, мои маленькие белорусы! Ребята, а почему я вас так назвала - белорусы? (Ответы детей) Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Республика Беларусь!
Давайте вместе повторим эти слова – «Республика Беларусь». А мы с вами граждане Беларуси – белорусы. Ребята, какие вы ещё знаете страны? (Ответы детей) (Америка, Франция, Англия и т. д.)
Давайте поиграем в игру «Кто, где живет?» (игра с мячом).
Я называю страну, а вы называете народ, который там живет: Америка – американцы; Россия – россияне; Англия – англичане; Франция – французы; Индия – индийцы; Китай – китайцы; и т,д,
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за цветок у меня? (Ответы детей) А вы знаете, что василёк является неофициальным символом Беларуси. (воспитатель берёт в руки василёк и им любуется).
Воспитатель:
-Ребята, а давайте скажем громко и выразительно!
Ек-ек-ек-ек я- красавец василек –
Ок-ок-ок-ок гордый полевой цветок!
Ой-ой-ой-ой с голубой резной короной,
На-на-на-на как король, но нет там трона! (Н.Майданик) (дети повторяют несколько раз)
Воспитатель: Вот только василёк наш грустит… (На доске расположен василёк с грустным личиком, без лепестков)
Ах, это же проказник ветер сорвал лепестки с василька и раздул их по всей нашей огромной стране. Надо бы Васильку помочь. Ребятки, поможем Васильку собрать лепестки? ( Ответы детей) Тогда предлагаю отправиться в путешествие по Беларуси, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашему Васильку.
Ребятки, я знаю что вы любите путешествовать, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Ответы детей: на машине, на самолете, на поезде, пешком, на корабле, на воздушном шаре.)
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который нас уже ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты. Цена билета – одна улыбка! (Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты) И так становимся паровозиком и поехали.(Под песенку «Мы едем, едем, едем.») Смотреть здесь
Воспитатель: Остановка № 1: «Широка страна моя родная!»
Ребята, а где можно увидеть сразу всю страну (На глобусе, на карте)
- А что такое глобус (Маленькая модель Земли)
- Ребята, посмотрите, это карта Беларуси. (Карта расположена на мольберте)
Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша Беларусь! В нашей стране 6 областей. Самая главная область – Минская. А есть еще Брестская, Витебская, Гродненская, Гомельская и Могилевская.
Ребята, посмотрите, нашу карту какой-то злой волшебник испортил. Давайте поскорее её соберём.
Дидактическая игра "Собери карту Беларуси"
Ход игры: необходимо из частей собрать карту Республики Беларусь и назвать областные центры.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами немного поиграем!
Физкультминутка «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (Вытягивают вперед прямые ладони, смотрят)
Вот белорусская земля.
Есть луга здесь и поля,
Реки, леса и озера! (Загибают пальчики, начиная с большого)
Я люблю тебя, Беларусь! (Крепко сжимают ладошки в замок)
Ты же Родина моя! (Прикладывают руки к груди)
Воспитатель: Ой, ребятки, кажется, я вижу лепесток Василька! (Воспитатель поднимает с пола спрятанный лепесток). Ура! Мы его нашли и отдадим нашему Васильку! (Ребёнок прикрепляет на доске лепесток). Ну, что отправляемся дальше! Поехали!
Мы садимся в самолет, (дети приседают)
Отправляемся в полет! (заводят самолет, встают)
Мы летим над облаками. (руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (машут руками)
Осторожнее: гора! (наклон)
Приземляться нам пора. (приседают).
Остановка № 2: «Государственные символы Беларуси»
Ребята, а у нашей страны есть особенные символы, которых нет в других странах! Или совсем мало! Давайте теперь разместим наши символы на карту!
Я буду показывать картинку, а вы называйте, что это. (воспитатель показывает картинку аиста, зубра, василька и т.д., а дети называют символы Беларуси поочередно прикрепляет символ на карту Беларуси.)
Воспитатель: У каждой страны есть свои государственные символы. А какие государственные символы вы знаете. ( Ответы детей: герб, флаг и гимн)
(Воспитатель включает гимн, дети поднимаются со стульчиков если они уже раньше прослушивали его и знакомились с правилами)
.https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/simvolika/gimn
Воспитатель:
Ребята, что это звучит? (Ответы детей) (Это звучит гимн Беларуси.)
А что такое гимн? (Гимн-это главная песня страны.)
Как надо слушать гимн? (Стоя, не баловаться, не шуметь) Проявляя уважение. Государственный гимн имеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризно.
А сейчас поиграем в игру "Найди флаг Беларуси". Цель: закреплять зрительное восприятие и знания государственной символики, развивать логическое мышление.
Ход игры: изображены разные флаги, нужно выбрать флаг Беларуси.
Все элементы государственных символов несут определенное значение. Особое внимание уделяется цветам. Например, зеленый цвет на белорусском флаге-это символ природы, веры в её животворную силу. Это цвет жизни и здоровья, молодости и возрождения, трудолюбия и созидания
Белая полоса означает духовную чистоту, безгрешность, святость. Это цвет примирения, свободы, мудрости и знаний. Флаг полностью отражает характер населения.
Красный цвет тоже был выбран не случайно. Он несет собой напоминание о тяжелом прошлом Белоруссии, ведь было пролито много крови в борьбе за независимость государства.
Кроме флага есть еще один государственный символ, который отличает нашу страну от других.
Подойдите к столу. Наша задача: из частей нужно собрать одно целое и сказать, что мы собрали. Игра "Собери картинку. " (дети собирают герб)
Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Ребята, посмотрите на герб нашего государства.
Что на нём изображено? (ответы детей)
- Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.
- Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.
-Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.
- Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.
- Красная звезда – символ человечности, знак мужества.
(Находим с ребятами ещё один лепесток)
Продолжаем наше путешествие по Беларуси. (На доске иллюстрация с изображением Минска)
Станция 3 «Сердце Беларуси»
- Вот мы с вами прибыли в самое сердце Беларуси! Ребята, как называется столица нашей Родины? (Город Минск)
Ребята, а почему город Минск - это главный город страны?(ответы детей) -Там живет президент. Как зовут нашего президента?-
Александр Григорьевич Лукашенко
Что делает президент? (ответы детей)
-Он руководит нашей страной.
Воспитатель: Вы правы, Александр Григорьевич Лукашенко уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека.
(Находим с ребятами ещё один лепесток)
Продолжаем наше путешествие по Беларуси.
Станция 4."Праздничная"
Ребята, а какой государственный праздник наш народ будет отмечать в мае? 9 мая -День Победы.
Правильно, молодцы. День Победы- великий праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, тех кто подарил нам мир.
А как мы с вами можем защищать нашу Родину (Делая правильные, хорошие поступки, мы с вами сможем защитить свою Родину)
Давайте поиграем в игру Защитники Родины" -Я буду называть ситуацию, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его водой, землей и тканью.
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску, и отправляемся в путь)
Воспитатель: Теперь продолжим наше путешествие пешком. Остановка № 5: «Малая РОДИНА»
Посмотрите, какая полянка.
Что растет на нашей полянке? -Цветы. Какие цветы растут на полянке? (Ответы детей.)
Давайте почувствуем аромат цветов. Вдохнем и выдохнем. Набираем носиком воздух и выдыхаем. (2 раза) (Дыхательная гимнастика.)
Посмотрите вокруг. Что мы видим еще? ( Еще мы видим Лес.) Что растет в лесу? (Деревья, травы, цветы, ягоды.) Лес – это огромный дом. А кто живет, ребята, в лесу? (Животные и птицы.) Ребята, посмотрите, что я нашла. (альбома "Мой край родной.")
Ребята, эти места вам ничего не напоминают? Это наш агрогородок.. Как называется наш агрогородок? (Лешница). Правильно, ребята, агрогородок Лешница -это наша малая Родина.
Как называется ваша малая Родина - город, деревня в которой вы родились?
Ребята, а как вы думаете, что такое Родина (Ответы детей)
Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома. Запомните: Родина у каждого человека одна, как мама. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра называется «Передай сердечко и скажи словечко».
Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим нашу Родину.
(Ответы детей : красивая, цветущая, зеленый, молодая, удивительная, родная, солнечная, праздничная, спортивная, уютная, чистая, любимая ,гостеприимная, замечательная и т. д.)
Остановка "Детский сад"
Какие мы все молодцы, но к сожалению наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться в детский сад, а повезет нас туда замечательный поезд.
Поезд наш по рельсам мчится
Дружно смотрим мы в окно,
Поезд наш остановился
все мы вышли из него.
И оказались на станции, которая называется " Детский сад"
- Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток нашего Василька. Ура! Давайте его отдадим васильку.
Прикрепляем лепесток к васильку. Меняю «грустную» серединку на «улыбающуюся».
Дорогие ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Вы сегодня были большими молодцами!
Чем мы занимались? Ребята, вам понравилось наше путешествие? О чем мы с вами беседовали? Что вы узнали нового? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею!