РУС БЕЛ ENG

Организация приёма в 1-й класс

Объявление!Родительское собрание на тему «Ваш ребёнок – будущий первоклассник».

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ!

6 мая 2023 года в 11.00 в кабинете №6 государственного учреждения образования  «Лешницкая средняя школа Березинского района»  состоится родительское собрание на тему «Ваш ребёнок – будущий первоклассник».

В случае возникновения вопросов, 24 МАЯ 2023 ГОДА с 14.00 до 17.30 будет работать ПРЯМАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ (+375 1715 63 345) с заместителем директора по основной деятельности Круталевич Светланой Григорьевной.

 Руководство УО

свернуть

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Перечень нормативных документов, регламентирующих приём детей в 1-й класс:

10.03.2023

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Перечень нормативных документов, регламентирующих приём детей в 1-й класс:

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243
  • Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования от 19.09.2022 № 322 https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238946&p1=1
  • Инструкция о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285 https://adu.by/images/2022/09/W22238694_1663189200.pdf
  • Письмо МО РБ «Об организации приема в I классы учреждений общего среднего образования» от 24.02.2023 № 02-01-14/2404/дс/.pdf (192 КБ)

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, регламентирующие приём в первый класс .doc (77 КБ)

Указ Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 г. №30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» .pdf (12.5 КБ)

 

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ О МИКРОРАЙОНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕШНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА БЕРЕЗИНСКОГО РАЙОНА»

10.03.2023

ИНФОРМАЦИЯ О МИКРОРАЙОНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕШНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА БЕРЕЗИНСКОГО РАЙОНА»

 В состав микрорайона ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района» входят следующие населённые пункты:

аг. Лешница, Березинского района;

д. Новосёлки, Березинского района.

 

свернуть

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ

10.03.2023

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ

В I КЛАСС ПРИНИМАЮТСЯ В КАБИНЕТЕ ДИРЕКТОРА

с 12 июня по 15 августа с понедельника по пятницу 9:00 — 17:00 среда 8:00 — 20:00 суббота 9:00 — 12:00

График приёма документов в первый класс на 2023/2024 учебный год

  1. Заявление (бланк выдаётся и заполняется в УО)
  2. Копия свидетельства о рождении
  3. Медицинская справка о состоянии здоровья (форма № 1)
  4. Заключение ЦКРОиР (если такое имеется для получения помощи учителя-дефектолога в ПКПП)
свернуть

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОРЯДОК ПРИЕМА (ЗАЧИСЛЕНИЯ) ДЕТЕЙ В I КЛАССЫ УОСО

10.03.2023

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПОРЯДОК ПРИЕМА (ЗАЧИСЛЕНИЯ) ДЕТЕЙ

В I КЛАССЫ УОСО

 

Порядок приема (зачисления) детей в I классы УОСО регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об УОСО), Инструкцией о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285.

Преимущественное право при приеме (зачислении) в I классы названных УОСО имеют дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения образования. В приеме (зачислении) ребенка, проживающего в микрорайоне УОСО, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети независимо от места их жительства.

В соответствии с пунктом 72 Положения об УОСО, прием документов для зачисления в I классы УОСО детей, проживающих по микрорайону, осуществляется с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест для зачисления в I классы УОСО детей, не проживающих по микрорайону, документы могут быть поданы                         с 16 по 28 августа.

Прием (зачисление) в I классы УОСО осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, наполняемостью классов, которые устанавливаются решением учредителя учреждения образования или уполномоченным им органом в соответствии с требованиями, установленными в пункте 6 статьи 150 Кодекса об образовании.

Обращаем внимание, что прием (зачисление) детей в УОСО осуществляется по достижении ими на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей ребенка с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году (пункт 3 статьи 151 Кодекса об образовании).

В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц».

Руководство УО

свернуть

Родителям первоклассников

10.03.2023

РодителвЧтобы ваш малыш быстрее и плодотворней приспособился к новому своему положению и окружению обратите внимание на следующие рекомендации: 

  • Вместе с ребёнком поиграйте в различные ситуации, с которыми он может столкнуться на уроках или на переменах. Важно не превратить игру в запугивание, иначе он подумает, что в школе его ждут сплошные неприятности и решит вопрос радикально: просто откажется туда ходить.
  • Вместо «натаскивания» ребёнка к школе гораздо полезнее развивать у него исследовательский интерес. Предложите ему провести несколько несложных опытов. Что, например, произойдёт с зёрнышком, если его положить на влажную вату и поставить на подоконник; куда ведёт муравьиная тропа в лесу; может ли вода быть твёрдой?...
  •  Будущему школьнику важно научиться внимательно слушать слова учителя и точно выполнять его указания. Развивать эти навыки помогут игры по правилам – лото, домино, шашки.

Воспитывать внутреннюю дисциплину поможет и чёткий режим дня. Начинать его придерживаться стоит ещё до начала учёбы ребёнка. На первых порах и вам самим стоит немного перестроить свой распорядок дня. Таким образом, вы покажете маленькому человечку, что дисциплина – не прихоть, а общее правило для всех.

Вот так, постепенно и ненавязчиво приучайте своё чадо к новой жизни. Не жалейте на это времени, и тогда время, проведённое вашим ребёнком в школьных стенах не станет обузой ни для него, ни для вас!

 Мамы и папы начинают готовить своих малышей в первый класс задолго прежде первого сентября. Столько дел нужно сделать, купить, подобрать одежду и учебники. Когда ребенок приходит в первый класс, ему все кажется вновинку, но интересным. Дети знакомятся друг с другом, общаются, начинают сравнивать знания друг друга. Если один лучше считает или пишет, то ребенка начинает одолевать боязнь, что он самый глупый в классе. И понятно, что школа его перестает привлекать, и он без интереса ходит туда.

 

Как справится с такой проблемой?

Уменьшите стресс и нагрузку. В первые дни первоклассник находится под впечатлением происходящего вне дома, и поэтому очень часто забывает про домашнюю работу либо вещи, которые ему следует взять в школу. Не стоит кричать на него из-за забывчивости, спросите о его домашней работе еще в школе, когда будете его забирать, тогда у него будет время узнать все необходимое у своего учителя.

Позволяйте ребенку играть. Вряд ли с началом учебного процесса дети смогут закинуть в далекий угол игрушки, с которыми он провел всю свою жизнь. Не заставляйте ребенка убирать свои игрушки, чтоб на их место встали учебники. Играйте вместе с ним, так вы сможете больше узнать о занятиях в школе. Не навязчиво открывайте для него какие-нибудь логические и интересные игры, которые соответствуют его возрасту, может окажется, что он настоящий гений.

Привыкайте к школе. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день в школе, не лишь об уроках, но и времени, когда были перемены. Не стоит игнорировать его жалобы, особенно, если малыш не понимает учителя, либо его обижают сверстники. Будьте постоянно в курсе жизни своего ребенка вне дома, ведь треть своего времени он проводит без вас. Очень важно, как сложатся его отношения в коллективе, и какое впечатление он производит на других людей. 

Необыкновенные нагрузки скажутся стрессом. С походом в школу не стоит ребенка выпутывать от дел, которые вы на него заранее возлагали. Скажем, пусть, как и прежде выносит мусор, гуляет с собакой, но не стоит прибавлять нагрузки. Следует постепенно прибавлять ему то либо иное занятие, так как у него должно быть время на свои личные дела, которые ему нравятся и не требуют сильной сосредоточенности. 

Детские психологи говорят о том, что родители должны помочь справиться ребенку со стрессом, постараться ненадолго облегчить распорядок его жизни. Так же стоит подождать с дополнительными занятиями. Ребенок будет лучше себя чувствовать, если его день хорошо организован, прогулки на свежем воздухе пойдут ему на пользу. Если дитя часто плачет и капризничает, стоит постоянно говорить с малышом и никогда не оставлять его со своими проблемами наедине с самим с собой. Ведь этот маленький человечек только начинать делать первые шаги во взрослую жизнь.

 

В начале школьной жизни наши дети приносят с собой в качестве стартового капитала весь свой детский опыт, накопленный за 6 – 7 лет. Ответственность за то, как ребенок разовьет, присущие ему с рождения сильные стороны и изменит к лучшему слабые стороны, несут не только учителя. Сам ребенок, его родители, сестры и братья, а также друзья играют очень большую роль в школьных успехах.

 

Каким образом Вы, дорогие родители, можете поддержать Вашего ребенка в процессе школьного обучения?

  • Стимулируйте природную любознательность и пытливость своего ребенка.
  • Проявляйте интерес к каждому дню, проведенному в школе. Спрашивайте, что сегодня происходило в школе, какие темы обсуждались на уроках. Поддерживайте его даже в тех областях, где Вы сами не очень то разбираетесь. Для любого своего хобби ребенок готов читать и собирать нужную ему информацию. Это учит его защищать свои убеждения и аргументировать.
  • Способствуйте созданию благоприятных условий в обучении для своего ребенка. Следите, чтобы ребенок вовремя приходил в школу; посещайте родительские собрания и обсуждайте с учителями возникшие проблемы; не предъявляйте ребенку чрезмерных требований и не перегружайте дополнительными занятиями; следите, чтобы ребенок достаточно спал и не приходил в школу с пустым желудком.

Доверяйте своему ребенку и помогайте только тогда, когда Ваш ребенок действительно нуждается в помощи. Постоянная помощь не способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе. Уверенные в себе дети учатся лучше и охотнее.

 

Важнейшее качество личности - это нравственность

 

Среди классических направлений развития личности: физического, умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное воспитание является важнейшим, поэтому поговорим о воспитании нравственности.

С большим основанием можно считать, что "нравственность спасет МИР"! Слова Достоевского: "Красота спасет Мир" можно понимать в том смысле, что спасет Мир духовно красивый человек, красота его души. А духовно красивый человек - это, прежде всего, человек нравственный.

Нормами (критерием) нравственности считаются нравственные положения мировых религий. В частности, христианские библейские заповеди, "золотое правило", неприкосновенные права человека, записанные во "Всеобщей Декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. (Напомним золотое правило - "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе"). Это такие моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету, ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму. Прекрасным дополнением к библейским заповедям являются мудрые заповеди Дмитрия Лихачева. Нужно отметить, что человечество научилось писать законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют государственные, юридические, экономические законы, появляется агрессия и национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных качеств.

Именно в семье, особенно в раннем детстве, когда ребенок интенсивно впитывает жизненные впечатления, знания, овладевает опытом поведения, у него закладываются социальные основы личности. Современная семья может успешно реализовывать воспитывающую функцию, если родители всю деятельность, связанную с формированием личности детей, строят на научной основе и исходят из того, что воспитание растущего человека есть их естественная потребность и гражданский долг. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисемейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании. Воспитание в семье есть систематическая помощь саморазвитию биологической и социальной природы детей, а также всестороннее усовершенствование личности в процессе ее жизнедеятельности с учетом заложенных природой сил и способностей.

 

Что надо для этого сделать?

Проблема воспитания человека сложна, потому, что сложна природа человека - одна ненасыщаемость потребностей ("человеку всегда мало"), чего стоит. Сначала надо абсолютно четко и однозначно установить приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного соблюдения человеческих ценностей над развитием всех других качеств личности и над обучением! Не вместо обучения, а впереди обучения.

Правонарушения происходят сознательно(!), в основном, от безнаказанности (нет внешних тормозов) и от невоспитанности (нет внутренних тормозов). Поэтому надо создавать и внешние и внутренние тормоза. Внешние тормоза - это справедливые юридические законы и система мер, насильно обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а внутренние тормоза - это совесть. Внешние тормоза создает государство в лице правоохранительных органов и юридических законов. Внутренние тормоза создает воспитание и тут велика роль педагогики и  раннего воспитания нравственности.

Внутренние тормоза, разумеется, первичны. Отметим, что создавать внешние тормоза (справедливые законы) тоже, должны честные, неподкупные люди, со сформированными внутренними тормозами.

Юридические законы пишут для бесчестных людей, ибо для честного человека законы не нужны, он и так воровать не будет. А бесчестный человек будет воровать всегда, даже "когда все есть", а тем более, когда нет необходимого для нормальной жизни. Если обеспечить людям зажиточную жизнь, то воровство не кончится, но его будет существенно меньше. Бесчестный человек не ворует в четырех случаях, - когда нечего воровать, когда наказание жестоко и абсолютно неотвратимо и еще - не воруют свое и когда отрубили руки.

Еще один резерв воспитания нравственности - это обучение творчеству. Считается, что творчество само по себе несет большой заряд нравственности. Почему? Творчество - это создание нового, а все новое интересно ребенку, а раз интересно, то он этим занимается с удовольствием, значит, у него нет времени и охоты хулиганить. А если ребенок активно занимается творчеством с раннего детства, то у него и не закладываются отрицательные наклонности.

В школу приходит немало детей с уже сформированными негативными качествами (плохо воспитанные), поэтому, мало уметь воспитывать, надо уметь перевоспитывать все негативные качества: безнравственность, жестокость, лень, необязательность… Перевоспитание - это позор педагогики. Зачем сначала плохо воспитывать, а потом перевоспитывать? Надо сразу научить детей следовать всем положительным человеческим ценностям.

Очень большая разница между тем, что говорят и требуют в школе и тем, что видит ребенок вне школы. Но это не значит, что надо опускаться до улицы. Школа и семья всегда должна быть примером нравственности и чистоты.

 

Восемь способов сохранить здоровье школьника

 

1. Соблюдать режим дня

Справляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет вставать, есть, гулять, делать уроки и отправляться в кровать примерно в одно и то же время. Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 часа.

2. Чередовать нагрузки

Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок. Запишите школьника в спортивную секцию, которая ему по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание и спортивные игры.

3. Пить витамины

Осенью надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и ребенок может с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как известно, изматывают организм и усиливают усталость. Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов.

4. Правильно питаться

Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Не разрешайте малышу уплетать много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек черного шоколада не навредит.

5. Говорить о хорошем

Ноябрь, конечно, не самый приятный месяц в году, но ведь совсем скоро Новый год и двухнедельные каникулы. В выходные начните всей семьей готовиться к праздникам, обсудите, какие подарки он хотел бы выбрать для своих друзей, одноклассников, родственников. Вместе попробуйте их смастерить своими руками. Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов - лучшая защита от усталости и депрессии.

6. Выключить телевизор и компьютер

Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Первоклашкам не стоит разрешать сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день.

7. Заваривать травяные сборы

Иногда дети, перегруженные знаниями и огромным количеством новой, сложной информации, не могут уснуть по ночам. После школы или перед сном давайте ученику успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом). Он поможет школьнику расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

8. Не требовать слишком многого!

Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте чадо, что он менее успешен, чем  Вася Иванов, или, что он плохо пишет в прописи. Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну или дочке возможность проявить себя в чем-то другом - например, в рисовании, музыке или фотографии.

 

свернуть

Личностные особенности первоклашек.

10.03.2023

Личностные особенности первоклашек.

      Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

       Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.  Большинство адаптируются в течение первых двух месяцев обучения.   Второй группе детей нужно больше  времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем,  не реагируя на замечания учителя.   Третья группа-дети, у которых к значительным трудностям в учебе прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста – они задираются на переменах, кричат,

плохо ведут себя на уроках.     

Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей. Например, исследователям пришлось изучать реакцию организма первоклассников на уроках по показателям сердечно-сосудистой системы. Объективная регистрация показала: напряжение в деятельности сердца можно сравнить с напряжением космонавта в состоянии невесомости.

      Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику – работоспособность.

              Работоспособность зависит от внешних условий и функционального состояния организма. У первоклассников она снижается довольно быстро, об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство. Через 15 – 20 минут урока число неслушающих, вертящихся, отвлекающихся, а то и просто играющих детей катастрофически вырастает. Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребенка, он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления.

              Начальные признаки утомления: 1) снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок; 2) ребенок становится беспокойным, вялым рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;  3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это не просто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка – он становится явно хуже;  4) ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен,   что они вдруг могут заснуть.

           С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность, На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия).               С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.               Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди.

              Можно выделить ряд проблем, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги и родители в период адаптации:

  1. Хроническая неуспешность.

В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее.

Причины неуспешности: 1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе

  1. Завышенные ожидания родителей
  2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений,
  3. Уход от деятельности.

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

  1. Негативистская демонстративность.

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

4.Вербализм.

Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.).

  1. Психофизический инфантилизм.

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.

  1. "Ребенок ленится" - это очень частые жалобы.

За этим может стоять все, что угодно.

1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть

ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности. 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно. 4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.               Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.

              Остановимся на  психологической готовности к школьному обучению, т.к. именно неготовность ребёнка становиться причиной трудностей. Принято выделять следующие компоненты:

  1. Личностная готовность.

Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

  1. Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен целостным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая,  можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
  1. Социально – психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

  1. Физическая готовность.

Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

  1. Речевая готовность.

Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

  1. Эмоционально-волевая готовность.

Считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов.

              Основными показателями  психологической готовности к обучению являются:

  1. Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)
  2. Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).
  3. Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).
  4. Сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения со взрослыми).

При всех благоприятных факторах в процессе адаптации наибольшие трудности наблюдаются у детей «группы риска»:

      -дети с задержкой или нарушениями развития речи;

      -дети с задержкой или нарушениями двигательного развития, зрительно-   моторной координации или пространственного восприятия;

      -медлительные дети;

      -леворукие дети;

      -дети с отклонениями в развитии нервной системы. 

Рекомендации педагогам:

1.На этапе адаптации избегать психотравмирующих педагогических воздействий.

  1. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).
  2. В любом виде деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

4.Больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

  1. Работать над развитием основных новообразований (прежде всего — произвольности), способствующих успешности в школе; 6. Воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности, умение правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, неудачам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности; 7. Формировать правильне отношение к результатам деятельности других детей; 8.Расширять  и обогащать навыки общения со взрослыми и сверстниками, развивать адекватное отношение к оценкам и мнениям других людей.

 

свернуть

Первоклассные родители!

10.03.2023

 

Волнуются мама, и папа, и я,

Весь вечер волнуется наша семья.

Давно всё готово – и форма, и бант.

И чудо-цветы украшают сервант.

А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –

И снова на форме прогладила складки.

А папа забылся совсем от волненья –

Коту, вместо каши, он бухнул варенья.

Я тоже волнуюсь, и даже дрожу,

За мамой и папой весь вечер хожу:

«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.

На часиков шесть или лучше на пять».

Мне мама сказала: «Наивной не будь –

Я думаю, как бы сегодня заснуть!

Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз.

Всё завтра меняется в жизни у нас».

   В. Кодрян

 

Первоклассные  родители!

Я хочу поделиться с Вами некоторыми наблюдениями и дать Вам несколько рекомендаций! 

  1. Будьте  терпеливы! И только Ваше терпение, забота, неустанное внимание помогут справиться маленькому человечку со всеми трудностями школьной жизни! 

Будьте терпимы! В первое время смена учебных занятий будет казаться Вашему ребёнку калейдоскопом, подчас к концу четвёртого урока он будет забывать о том, что происходило на первом. Не стоит за это ругать малыша - это возрастная особенность! Если Вы найдёте время и вместе с ребёночком заглянете в тетрадку, полистаете страницы учебника, он всё обязательно вспомнит! 

  1. Очень часто можно услышать фразу, которую родители назидательно произносят своим деткам: « Ты учишься для себя!» Ничего подобного!          Помните стихотворение "Всё я делаю для мамы!"? Да - да, в начальной школе ребёнок учится исключительно для Вас! Поэтому, старайтесь разделить с ним каждый его успех, и помочь ему справится с трудностями. Пусть ежевечернее обсуждение школьного дня станет семейной традицией! Как только малыш поймёт, что Вам неинтересно всё то, что связано со школой, он потеряет интерес к учёбе: для кого учиться - то? 
  2. Помните! Одна забытая дома тетрадь может выбить Вашего ребёнка из учебной  колеи на целый день. Поэтому, следуя записям и рекомендациям дневника, помогите ребёночку собрать портфель. Это ещё раз даст понять ребёнку, что вы неравнодушны к его заботам и переживаниям! 
  3. Ваши дочки и сыновья очень боятся опозданий на урок! И вовсе не потому, что учитель будет сердиться (учитель всё понимает!), а потому, что очень сложно включиться в работу, которую выполняет класс. Иногда пятиминутное опоздание лишает ребёнка целого урока! Лучше приводить ребёнка в класс за 10 минут до занятий - ведь хочется пообщаться с друзьями! 
  4. Для наших с Вами деток  не существует никаких мелочей в школьной жизни: оторванная пуговица, неудобная одежда, забытый носовой платок и тому подобные вещи мы с вами уже научились переживать, а для ребёнка это может быть стрессом! Берегите здоровье своих сокровищ! И не забывайте: их окружают лица противоположного пола, одно из которых ваш ребятёнок, возможно, боготворит!
  5. Знайте, мы с Вами в одной команде!  Каждый учитель желает Вашему ребёнку только самого лучшего. Постарайтесь и Вы воспитывать в детках уважение к школе и к учителям. В школе пройдут самые незабываемые для Вашего ребёночка годы.

Пусть учение будет радостным

свернуть

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

01.09.2022

Об организации приема в I классы учреждений общего среднего образования

 

В целях обеспечения единых подходов к приему документов для зачисления в I классы учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) с учетом изменений норм Положения об учреждении общего среднего образования, касающихся сроков приема документов для зачисления в I классы учреждений общего среднего образования (постановление Министерства образования от 20.11.2011 № 283 в редакции от 02.12.2019 № 180), а также предложений, поступивших по данному вопросу от родителей (законных представителей) будущих первоклассников, педагогической общественности, считаем необходимым обеспечить следующий порядок приема в I классы учреждений общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 95 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 № 283 (в редакции от 02.12.2019 № 180), прием документов в I классы УОСО осуществляется с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест документы могут быть поданы до 28 августа.

В соответствии с Положением о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493), городским районным исполнительным комитетам и местным администрациям следует принять решения (при необходимости пересмотреть действующие решения) о закреплении за УОСО, расположенными на подведомственных им территориям, жилых домов (далее – микрорайон).

В УОСО должен быть издан приказ, утверждающий:

ответственное лицо из числа заместителей директора УОСО за организацию и осуществление контроля за ходом приема документов в I классы;

соблюдение сроков приема документов для зачисления детей в I класс с 12 июня по 15 августа года приема, на свободные места – до 28 августа года приема;

график приема документов в I классы, предусматривающий прием документов с понедельника по пятницу как в первой половине дня (с 8.00 до 13.00), так и во второй половине дня (с 15.00 до 20.00), а также в субботу;

ответственных лиц из числа педагогических работников УОСО, которые будут осуществлять прием документов в I классы в соответствии с утвержденным графиком, иное.

График приема документов в I классы разрабатывается с учетом специфики учреждения образования (городская или сельская местность, количество открываемых классов, количество детей, проживающих в микрорайоне, интенсивность подачи документов от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, иное).

Обращаем внимание, что прием документов в I классы УОСО должен быть осуществлен в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), статьи 270 Кодекса.

В первую очередь в I классы УОСО принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного УОСО. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определенными ответственными за прием документов.

Для приема заявлений от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, считаем необходимым установить следующий порядок. Заявления принимаются руководителем УОСО в период с 12 июня по 15 августа во время приема граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений, в которой необходимо предусмотреть графы: фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (законного представителя) ребенка, обратившегося с заявлением; фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; адрес проживания; дата подачи заявления; иное. Прием документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа года приема.

В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц».

Информация о микрорайоне УОСО, порядке приема документов в I классы УОСО, в том числе и на свободные места, должна быть доведена до родителей (законных представителей) детей путем размещения на сайте УОСО, информационных стендах, информирования на собрании родителей будущих первоклассников и др.

В целях обеспечения организованного приема документов в I классы УОСО считаем необходимым довести данную информацию до органов управления образованием, руководителей учреждений образования и обеспечить контроль за организацией приема документов в I классы УОСО.

 

Заместитель Министра                                                    А.В.Кадлубай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть