Цель: повышение правовой компетентности родителей посредством актуализации знаний о правах и ответственности детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Задачи:
- Рассмотреть предусмотренную законодательством ответственность за правонарушения в Республике Беларусь.
- Изучить причины правонарушений среди подростков.
- Создать условия для анализа и понимания проанализировать современного эмоционального мира подростка.
- Способствовать осознанию значимости профилактики правонарушений среди подростков через укрепление детско-родительских отношений.
Теоретическая часть.
- Введение. Рассматривается актуальность данной проблемы, особенности подросткового периода, наиболее распространенные причины, служащие триггером для возможных правонарушений подростком.
- Информационно-правовая часть. В ней рассматривается предусмотренная законодательством ответственность подростка за противоправные действия (Приложение А).
Практическая часть.
- Интерактивное занятие с элементами тренинга. Данная часть позволит законным представителям: прочувствовать эмоциональный мир современного подростка; проанализировать возможные неконструктивные формы взаимодействия с ребенком; обсудить возможные варианты общения с подростком в этот сложный для него период.
- Рекомендации родителям. Будут предложены рекомендации в форме буклета (Приложение Б).
- Введение.
Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость толкает подростка на противоправные действия, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры.
В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, ориентируясь на внешние проявления – курение, употребление алкоголя, следуя моде и выбирая взрослые способы досуга.
Причины совершения преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.
Многие несовершеннолетние правонарушители совершили преступление из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего. А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние. Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются насаждение отрицательного героизма в массовой культуре и СМИ, жестокость в компьютерных играх, желание «легкой» наживы и др.
«Несовершеннолетние правонарушители, – говорил А.С. Макаренко, – обыкновенные дети, попавшие в неблагоприятные условия воспитания».
Рассмотрим некоторые из них.
Семейное неблагополучие. Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.
Неблагоприятное бытовое окружение. Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи определили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями.
Подстрекательство со стороны взрослых. Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, манипулируют ими.
Низкая правовая грамотность. Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.
Средства массовой коммуникации. Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие.
Интернет и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения и интернета дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению и интернету внушает зрителям: а) агрессивные стили поведения; б) приучает к насилию; в) искажает представление об окружающей реальности.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый «взрослый» лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других – аморальные действия, недисциплинированность.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
- Информационно-правовая часть. «Правовая ответственность несовершеннолетнего».
Дается краткая информация в формате интерактивной беседы.
Ведущий:
Для охраны прав детей еще 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. Государства, которые подписали эту декларацию, признавали любого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, цвета кожи, пола, социального происхождения, полноправным гражданином своей страны, имеющим права и свободы [1].
В нашей стране Конвенция вступила в силу в 1990 году.
Государства-участники настоящей Конвенции считают, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле. Государства, принявшие Конвенцию полностью, возложили на себя обязанности по обеспечению полного и гармоничного развития личности ребенка. Но так как большинство детей воспитываются в семьях, особое внимание уделяется именно семье. В нашей стране принят Кодекс о браке и семье, в котором отражены права, обязанности и ответственность всех членов семьи.
И в Конвенции, в Кодексе о браке и семье провозглашается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. По какой же причине дети должны быть окружены особым вниманием? В Конвенции указано: «...ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» [3].
Правовая защита ребенка, что это такое? Это соблюдение его прав.
В первую очередь ребенок имеет право на жизнь, никто не имеет права отнять ее.
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если это соответствует национальным обычаям. Есть национальные обычаи, по которым отчество присваивается по имени матери.
Ребенок имеет право на всестороннее развитие умственных и физических способностей, образование, на участие в культурной и творческой деятельности, лечение досуг и отдых.
Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, Интернет и другие источники с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия и экстремизма, не воспитывают расовой и национальной неприязни.
И, наверное, самым главным является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушаются его права. А за выполнением этих прав наблюдают Органы опеки и попечительства. Каждый ребенок может самостоятельно обратиться в эти органы, если его родители злоупотребляют своими правами – жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают его пищей, необходимыми вещами, не лечат.
Кроме этого, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка.
В Конвенции говорится о том, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону его страны он не достигает совершеннолетия раньше». В РБ ребенка до 14 лет принято считать малолетним, до 18 лет – несовершеннолетним. Таким образом, все обладают правами, обязанностями и ответственностью.
Несовершеннолетние несут ответственность за совершенные поступки и преступления. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения, правила посещения занятий. Если ученик, достигший 14 лет, неоднократно нарушал устав, согласно Кодекса Республики Беларусь об образовании его могут исключить из школы. Подростка могут исключить из учреждения образования за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава учреждения образования. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.
Деятельность человека состоит из поступков.
Поступок – главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.
Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение.
Основную часть актов поведения личности составляют правомерные поступки, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерные, то есть противоречащее нормам права.
Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий.
В век глобальной цифровизациии и информатизации современным подросткам доступна информация о правах и обязанностях, но ввиду особенностей этого возрастного периода, иногда данная информация осознается учащимися избирательно. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.
- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасно, посягает на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабеж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
11 лет. За совершение преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, до достижения возраста с которого наступает уголовная ответственность, несовершеннолетний может быть направлен по решению суда в специальное учебно- или лечебно-воспитательное учреждение на срок не более 2 лет.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь [5].
Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
- Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
- Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
- Убийство (ст. 139).
- Причинение смерти по неосторожности (ст. 144).
- Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147).
- Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149).
- Изнасилование (ст. 166).
- Насильственные действия сексуального характера (ст. 167).
- Похищение человека (ст. 182).
- Кражу (ст. ст. 205).
- Грабеж (ст. 206).
- Разбой (ст. 207).
- Вымогательство (ст. 208).
- Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214).
- Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218).
- Захват заложника (ст. 291).
- Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294).
- Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309).
- Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327).
- Хулиганство (ст. 339).
- Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340).
- Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341).
- Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413) [5].
Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность. Административная ответственность физического лица наступает, если в совершенном деянии нет состава преступления. Административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь [1].
Категории административных правонарушений:
- В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:
административные проступки;
значительные административные правонарушения;
грубые административные правонарушения.
- К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем для физического лица десяти базовых величин;
- К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем для физического лица десять базовых величин;
- К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:
1) устное замечание;
2) предупреждение;
3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Профилактические меры воздействия применяются в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста 16 лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность [1].
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Приоритетом в работе школы по предупреждению правонарушений и преступлений является проведение ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста.
Органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- органы опеки и попечительства;
- Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее, если не установлено иное, – органы управления образованием);
- Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурныеподразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления (далее, если не установлено иное, – органы управления здравоохранением);
- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);
- Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – органы внутренних дел).
- иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства [4].
Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Проблемы в поведении учащихся:
- Уклонение от учебы вследствие:
неуспеваемости по большинству предметов;
отставания в интеллектуальном развитии;
ориентации на другие виды деятельности;
отсутствия познавательных интересов.
- Низкая общественно-трудовая активность:
отказ от общественных поручений;
пренебрежительное отношение к делам класса;
демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
- Негативные проявления:
употребление спиртных напитков;
употребление психотропных и токсических веществ;
тяга к азартным играм;
курение;
нездоровые сексуальные проявления.
- Негативизм в оценке действительности.
- Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
грубость;
драки;
прогулы;
пропуски занятий;
недисциплинированность на уроках;
избиение слабых, младших;
вымогательство;
жестокое отношение к животным;
воровство;
нарушение общественного порядка;
немотивированные поступки.
- Отношение к воспитательным мероприятиям:
равнодушное;
скептическое;
негативное;
ожесточенное.
Последствия совершения правонарушений и тем более, преступлений имеют негативный характер. Помимо понесенного наказания – привлечения к ответственности, с несовершеннолетним проводится индивидуальная профилактическая работа, а при совершении правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков – комплексная реабилитация. Все это может негативно сказаться, в том числе, на возможности поступления в отдельные учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования.
В случае совершения несовершеннолетним правонарушения или преступления при недостижении им возраста привлечения к ответственности, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РБ – за невыполнение обязанностей по воспитанию детей.
Именно в целях профилактики противоправного поведения как самих несовершеннолетних, так и преступных посягательств, совершаемых в отношении несовершеннолетних, введена административная ответственность родителей за нахождение детей до 16 лет в ночное время (с 23 до 6 часов) вне жилища без сопровождения взрослых. На ночных дискотеках также не допускается присутствие несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
В случаях, предусмотренных законодательством, несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, по решению суда могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, если они совершают преступления либо неоднократно совершают отдельные категории административных правонарушений, и проводимая с ними различными государственными органами работа не дает положительного результата.
Таким образом, важность и необходимость особой юридической защиты несовершеннолетних связана с тем, что ребенок в связи с его умственной и физической незрелостью нуждается в помощи и поддержке взрослых, и в первую очередь, родителей, обязанность которых не только в нужный час подсказать, что нельзя делать, и какая может возникнуть ответственность за противоправные поступки, но и всегда знать и контролировать, с кем общается ребенок, где он находится в конкретный момент, не попал ли он в «плохую компанию».
Родителям предлагается информационный буклет (см. приложение А).
- Интерактивная часть (Ведущий педагог-психолог, психолог).
Упражнение 1. Внимание, викторина!
Цель: закрепить понятие проступка и преступления у участников занятия.
Вам нужно ответить на вопросы, проступок это или преступление:
- схватил шапку с головы прохожего и скрылся (преступление);
- нарушил Правила дорожного движения (проступок);
- позволил себе нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах (проступок);
- залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку (преступление);
- угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения (преступление);
- в автобусе залез пассажиру в карман (преступление);
- опоздал на работу (проступок);
- вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу (преступление);
- продавец предложил покупателю некачественный товар (проступок);
- вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл (преступление);
- затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей (преступление);
- взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120, но деньги так и не вернул (проступок).
Проанализируйте собственный уровень дифференциации таких понятий как проступок и преступление.
Упражнение 2. «Психологическая зарядка».
Если вы согласны с данными высказываниями, предлагается вам выполнить определенные движения:
= Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» – похлопайте в ладоши.
= Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – дотроньтесь до кончика носа.
= Если вы считаете себя хорошим родителем – постучите кулаком в грудь.
= Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком – закройте глаза.
= Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – потопайте ногами.
= Если вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых – поднимите руку.
= Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Педагог- психолог: Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.
Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей – отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам.
Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у несовершеннолетних активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п.
Итак, родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребенка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.
Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку.
Упражнение 3 (проводит психолог).
Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист – душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Что произошло с листом бумаги? - родители высказывают свои мнения.
Ведущий формулирует вслух вывод:
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Упражнение 4. Ретроспективный анализ. «А помнишь, как?».
Цель: улучшение детско-родительских отношений в семье как один из наиболее эффективных способов профилактики правонарушений подростков.
Задача: позволить родителям вспомнить себя в подростковом возрасте и проанализировать свое состояние и стратегии поведения.
Участникам предлагается начертить таблицу и заполнить ее согласно заданным вопросам с позиции себя-подростка. Рекомендуется вспомнить тот возрастной период, в котором находится ваш ребенок.
Прическа, которая была в подростковом возрасте
|
Авторитетный человек, персонаж, кумир.
|
Любимое занятие
|
То, чего боялся
|
С кем мог поговорить, когда тяжело на душе?
|
Совет себе подростку из прошлого с «высоты прожитых лет».
|
Рефлексия.
Обсуждение чувств, эмоций, которые вызвало выполнение данного упражнения.
Что нового вы для себя открыли в своем подростке?
Обсуждение по запросу.
Упражнение 5. Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка».
Цель: Создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка.
Материал. Ватман в кол-ве 2-х штук. Цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Содержание: Участникам предлагается разделиться на 2 команды и нарисовать портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, музыке, спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Изображение дополнить словесным описанием, записав предложения участников на ватманах. Каждая команда представляет своего подростка.
Заметки для ведущего. Могут возникнуть трудности в определении черт современного подростка. В этом случае нужно предложить участникам посмотреть на своих детей. Участникам предлагается разделить черты портрета современного подростка, составленного на первом занятии, на положительные, которые следует развивать, и на отрицательные, от которых хорошо бы избавиться, так как они могут привести к столкновениям с законом. Необходимо обсудить с группой, какими способами этого можно добиться.
Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел император и спросил:
- И все?
- Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».
Необходимые материалы: ручки, бумага.
Ведущий: Закончите предложения:
«В начале мероприятия я чувствовал (а)….»,
«Сейчас я чувствую……»,
«Я уверен (а), что ….»,
«Я понимаю, что…»
«Теперь я знаю…»
«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»
«Думаю, что…».
- Советы родителям несовершеннолетних детей по профилактике противоправного поведения.
Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки.
Основной причиной преступлений, осуществляемых детьми, является неосознанность ими серьезности выполняемых поступков.
Поэтому правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
В целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи необходимо:
- Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
- Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
- Для родителей дети не должны быть на втором место после работы, карьеры, увлечений.
- Родителям своим примером должны прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности, формировать чувство ответственности и долга – все это является первичной задачей семьи.
- Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям, сестрам, а также к своим ровесникам.
- Родителям следует интересоваться, с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками – одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.
Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и, именно, на семью возлагается главная роль в воспитании детей как правосознательных и законопослушных граждан.
Несмотря ни на что, сохраняйте положительное отношение к своему ребенку.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.
Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
Помогите определить источник психического дискомфорта.
Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.
Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.
Ведущий. Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!