РУС БЕЛ ENG

Методические рекомендации по проведению единого информационного часа для учащихся VII–XI классов учреждений общего среднего образования

Тема «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций».

Инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Организация воспитания.

Информационный час может проводить учитель обществоведения, педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель.

В качестве информационной основы рекомендуется использовать:

учебные издания:

Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования / В.А. Арчаков [и др.]. – Минск: Национальный институт образования, 2021. – 168 с.: ил.;

Обществоведение: учебное пособие для 9 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Н. Данилов [и др.]; под ред. А.Н. Данилова. – Минск: изд. «Адукацыя і выхаванне», 2019. – 225 с.: ил.;

Обществоведение: учебное пособие для 10 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Н. Данилов [и др.]; под ред. А.Н. Данилова. – Минск: изд. «Адукацыя і выхаванне», 2020. – 240 с.: ил.;

Обществоведение: учебное пособие для 11 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О.И. Чуприс [и др.] – Минск: изд. «Адукацыя і выхаванне», 2021. – 256 с.: ил.

Видеоролик: Кибербуллинг: как избежать травли в интернете – проект МТС Беларусь о кибербезопасности «Дети в интернете»: https://www.youtube.com/watch?v=-MTOE_wFPGM;

Видеоролик: Правила общения с незнакомцами в интернете – проект МТС Беларусь о кибербезопасности «Дети в интернете»: https://www.youtube.com/watch?v=x4dz6OC7V9s

«МЫ УЗНАЁМ»

Ведущий знакомит с содержанием информационных блоков (см. информационные материалы в приложении):

«Какие опасности подстерегают нас в интернете»;

«Манипулирование в интернете: вовлечение в деструктивные группы»;

«Методы защиты от манипулирования».

 

 

«МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в разделе «МЫ УЗНАЁМ».

Блок «Какие опасности подстерегают нас в интернете».

В XXI веке интернет-пространство становится важной средой виртуальной жизни и мощным средством социализации детей и молодежи – активных пользователей сетевых ресурсов. С одной стороны, интернет – это неиссякаемый источник информации, который помогает познавать мир и развиваться. Но наряду с положительными сторонами есть и негативные. Под воздействием интернета изменяются ценностные ориентации, духовно-нравственные приоритеты, трансформируется мировоззрение. Чрезмерно интенсивное взаимодействие с интернет-ресурсами связано с развитием ряда психологических расстройств (депрессивные состояния, тревога, агрессивность и т. д.). Но наиболее серьезной проблемой является негативное информационное влияние деструктивного контента на личностное развитие молодых людей, манипулирование их сознанием и поведением.

В Беларуси за распространение негативного контента владельцы сайтов, а также авторы электронных текстов и видеопродукции могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

 

Предоставляется слово представителю органов внутренних дел.

Вопросы для обсуждения:

XXI век считается веком информации. Не так давно телевизор, компьютер и телефон были предметом роскоши. Сейчас подростки разбираются в технических средствах коммуникации лучше взрослых. Какие же проблемы появляются в связи со стремительным развитием средств массовой информации и коммуникации?

За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стал играть интернет, который выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения, особенно для подрастающего поколения. В связи с этим что бы вы посоветовали друг другу? Как можно использовать интернет с пользой для себя?

Социальные сети стали массовым явлением. Они в значительной степени формируют общественное мнение по различным вопросам. Многие люди имеют аккаунты в социальных сетях не потому, что им это необходимо, а потому, что это модно. Как вам кажется, какую роль играют социальные сети в жизни каждого человека и в жизни общества?

Насколько актуальна для нашего времени проблема медиабезопасности?

Знакомы ли вам такие понятия, как кибербуллинг и буллингкибермошенничествоопасный контент? Что они означают? Как можно противостоять этим угрозам?

Можете ли вы описать какой-нибудь неприятный случай, произошедший с вами или вашими друзьями в интернете?

В фокусе обсуждения: медиапространство, цифровые технологии, ценностные ориентации, духовно-нравственные приоритеты, информационные риски, негативный контент, деструктивное воздействие на психику и сознание, манипулирование сознанием и поведением, личная и общественная информационная безопасность, ответственное использование онлайн-технологий; отличие достоверных сведений от недостоверной информации, безопасной информации от вредной; ответственность, активность.

Блок «Манипулирование в интернете: вовлечение в деструктивные группы».

Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить время за компьютером, смартфоном, погружаясь в виртуальный мир. Некоторые сайты, web-страницы, интернет-сообщества призывают детей и молодых людей входить в разные группы по интересам, увлечениям (музыкальному направлению, творческой деятельности и др.), могут быть посвящены определенному фильму, творчеству музыкального исполнителя, блогера и т.д. Такие группы оказывают положительное влияние, способствуют углублению знаний в определенной сфере, общению с единомышленниками. Но есть такие группы, которые оказывают вредное, негативное влияние. Подобные группы называют деструктивными (опасными, наносящими вред, уничтожающими, разрушающими само общество, его культуру, нарушающими благополучие, права, здоровье граждан).

Вопросы для обсуждения:

Полученное нами из социальных сетей представление о мире и настоящий мир могут не совпадать, то есть социальные сети создают, можно сказать, живую иллюзию, особый мир. Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой коммуникации? Как вы думаете, кто чаще всего попадает в такие ситуации? Сформулируйте правила безопасности в социальной сети.

Что такое манипуляция? Какие наиболее распространенные способы манипулирования информацией вы можете назвать?

Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал вами: объявил вам одну цель, в то время как преследовал другую. Как вы догадались об этом? Как вы думаете, почему с вами так поступили?

Мы живем в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной, а какую фейком. Можете ли вы привести примеры фейковой информации, находящейся в интернете.

Возможна организация работы в интернете по распознаванию фейковой информации.

Какие признаки говорят о фейковой природе выбранных для примера текстов (иллюстраций)?

Встречались ли вы с проявлениями агрессии в обычной жизни? А в интернете? Какие виды киберагрессии вам знакомы? В какой роли вы с ними сталкивались? Как вам кажется, в чем причины агрессивного поведения в сети?

В фокусе обсуждения: манипулирование в интернет-сети, фейковая информация, защита от недостоверной информации, умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, культура общения в сетевом пространстве, ответственное и безопасное поведение в современной информационной среде, деструктивные группы и их негативное влияние на молодежь, деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств, терроризм), обесценивание общечеловеческих ценностей.

Информационный блок «Методы защиты от манипулирования».

Манипулирование представляет одну из главных угроз информационно-психологической безопасности, которая существует в интернет-среде. Ключевым умением, которым должен обладать пользователь интернета, чтобы предупредить пагубное воздействие на свое сознание, является способность распознать применение манипуляции.

Вопросы для обсуждения:

По каким признакам можно определить, что тобой манипулируют в интернете?

Какие общие рекомендации для обеспечения безопасности в интернете следует выполнять?

Как можно использовать интернет с пользой для себя?

В фокусе обсуждения: манипулирование как одна из главных угроз информационно-психологической безопасности, осторожность в виртуальном общении, негативное воздействие на чувства и эмоции, обеспечение безопасности в интернете, методы противодействия манипуляции в интернете, умение контролировать и анализировать свои действия, развитие критического мышления, рациональное и эффективное использование интернета.

«МЫ ДЕЙСТВУЕМ»: ведущий подводит итоги.

Мы живём в очень насыщенной информацией среде. За месяц современные медиа производят столько информации, сколько человек XVII в. не получал за всю жизнь. Если в XX в. информация ещё являлась ценностью и её необходимо было уметь добывать, то в XXI в. в первую очередь необходимо уметь фильтровать и ставить барьеры для избыточной информации и фейков (ложной информации). Увеличение объёмов информации привело к потере доверия к ней. Это связано с тем, что в социальных сетях отсутствует свойственная печатным изданиям проверка информации на достоверность. В результате достоверная информация и фейки стоят в одном ряду и между ними трудно найти отличия.

Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через средства массовой информации и коммуникации. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, на что не обращать внимания, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

В рамках данного этапа можно:

создать памятку-предупреждение «Как не стать слепым орудием в чужих руках»;

обсудить участие в оформлении странички школьного сайта «Медиабезопасность»; составлении каталога полезных интернет-ресурсов.