Великая Отечественная война стала самым трагическим событием в истории Беларуси. Она унесла жизни каждого третьего белоруса. Политику осознанного геноцида на нашей земле нацисты начали осуществлять уже с первых дней войны. Геноцид — это уничтожение людей определенной нации, этноса, расы или религии. Термин появился благодаря уроженцу Беларуси. Рафаэль Лемкин, который родился на территории современного Зельвенского района Гродненской области, ввел в международное право понятие «геноцид». Это произошло в 1945 году в связи с Нюрнбергским трибуналом.
За годы оккупации фашисты провели в Беларуси более 140 крупных карательных операций. Уничтожили несколько тысяч деревень. Полтора миллиона человек истребили в гетто и концлагерях. На принудительные работы вывезли около 400 тысяч человек. Сегодня уже достоверно известно, что зверства против белорусского населения совершали не только гитлеровцы. Среди их пособников были, в частности, и добровольцы литовских коллаборационистских формирований.
За период с 1941 по 1944 гг. гитлеровцами сожжены 9200 сел и деревень, 5295 из них фашисты уничтожили вместе со всем или частью населения. Итогом нацистской политики геноцида и "выжженной земли" в Беларуси 2 230 000 человек уничтоженных за три года оккупации. Согласно уточненным данным погиб каждый третий житель Белоруссии. Главная роль в уничтожении людей на оккупированных немцами территориях отводилась специально созданным карательным полицейским органам и войсковым формированиям нацистской организации СС.
По приказу фюрера, отряды СС безжалостно сжигали деревни, вместе с жителями, никого не жалея….
Видео Хатынь, Беларусь. Звон колоколов над деревней Хатынь, которой нет карте Белоруссии: https://www.youtube.com/watch?v=h7tJ_GiAaBw
Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. История деревни Ола.
В сентябре 1941 года, когда вся территория БССР была захвачена немецко-фашистскими войсками, в неволе оказалось примерно 7–7,5 млн её жителей. С первых дней оккупации фашисты ввели особый режим, который ограничивал права и свободы жителей Беларуси:
- всё население подлежало обязательному учёту;
- запрещалось проводить митинги и собрания;
- вводился пропускной режим, запрещалась жителям в определённое время суток находиться на улицах и в общественных местах и др.
Руководство нацистской Германии разрешило своей армии истреблять мирное население завоёванных земель любыми средствами:
забирать у населения продовольствие и скот; организовывать места принудительного содержания советских граждан с невыносимыми условиями; заставлять много и непосильно работать; изнурять голодом и холодом; применять расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание; распространять эпидемии, не оказывать медицинской помощи.
Неотъемлемой частью немецко-фашистского оккупационного режима стали карательные операции.
За 1941–1944 годы оккупанты провели на территории Беларуси не менее 187 крупных карательных операций (по материалам уголовного дела о геноциде белорусского народа).
14 января 2024 года исполнится ровно 80 лет со дня страшной трагедии в деревне Ола.
Накануне Великой Отечественной войны в деревне Ола Светлогорского района Гомельской области насчитывалось 34 двора и проживало 168 жителей. Зимой 1943–1944 годов деревня оказалась в прифронтовой зоне. Поскольку она находилась в глухой местности, здесь укрывались беженцы из соседних деревень. По словам очевидцев, Ола в ту зиму была переполнена, в каждом доме жило по 30–40 человек.
Людьми были заняты все хозяйственные постройки, бани, погреба и землянки. В ходе карательной операции в январе 1944 года погибли не только жители деревни Олы, но и жители 12 окрестных деревень, которые прятались здесь от немецко-фашистских оккупантов. В 6 часов утра 14 января 1944 года деревню окружил немецкий карательный отряд. Под выстрелы и лай собак всех жителей деревни Ола согнали в большой колхозный сарай. Тех, кто пытался бежать, расстреливали. Тех, кто прятался в землянках и ямах, находили собаки. Из сарая людей забирали группами, объясняя, что будут отвозить в тыл, но на самом деле отводили в другой конец деревни, заталкивали в дома и поджигали. Тех, кто выбегал из пламени, убивали. Спастись удалось немногим. Одним из свидетелей трагедии стал житель Олы Артём Устименко. Во время войны он был в партизанском отряде. В тот страшный день пришёл в родной дом. Своими глазами видел, как каратели приблизились к деревне и окружили её. Он решил, что пришли забирать мужчин, и спрятался на чердаке. Почувствовав запах дыма, спрыгнул и затаился в кустах, где и пролежал до самого вечера. А когда стемнело, встал и пошёл к тлеющим домам, но в живых уже никого не осталось. Ольга Курлович с малолетним сыном притворилась мёртвой среди трупов. Тарас Колеснев, истекая кровью, видел, как пулемётные очереди резали людей.
Гавриил Кондратьевич Зыкун за несколько часов до трагедии ушёл с семьёй в лес, а по возвращении через несколько дней увидел сгоревшие хаты и погибших людей.
До освобождения деревни Красной Армией жители Олы не дожили всего две недели. В начале 1945 года чрезвычайная комиссия
Чирковичского сельского совета произвела подсчёт погибших в Оле жителей: 1758 человек, из них 950 детей, 508 женщин, 100 мужчин, 200 стариков.
В 1945 году в Брянске состоялся судебный процесс над военными преступниками, причастными в том числе и к сожжению деревни Ола.
В качестве свидетелей на судебном процессе присутствовали Артём Устименко и Ольга Курлович.
После Великой Отечественной войны деревня Ола не возродилась. В 1958 году на братской могиле, в которой были захоронены мирные жители и советские воины, установлен памятник – скульптура коленопреклонённого солдата с венком. Всего в могиле захоронено 2253 человека. Память о сожжённой фашистскими карателями деревне Ола отражена в мемориальном комплексе «Хатынь». В 2020 году на месте уничтоженной деревни создан мемориальный комплекс «Ола». В центре мемориальной зоны – символичный крест и колокол. Рядом — звонница в виде стилизованного деревенского сарая с количеством колоколов по числу деревень, жители которых здесь погибли.
Виртуальная экскурсия «Мемориальный комплекс ОЛА» с остановками: https://www.youtube.com/watch?v=GrXQwShgyl0
Задание «Слова-ассоциации»
– Что вы представляете, когда слышите слово «война», «мир»?
Задача распределить слова в группы: те, что связаны со словом «война» и те, что относятся к слову «мир».
Слова для справок: жизнь, радость, улыбки, счастье, добро, страх, боль, оружие, слёзы, смерть, горе, зло.
В Республике Беларусь есть добрая традиция: в начале года отмечают заслуги тех, кто внес значительный вклад в сохранение исторической памяти и восстановление исторической справедливости ради нынешнего и будущих поколений. Белорусский журналист и литератор Изяслав Котляров, гомельские архитекторы Сергей Первицкий и Виктор Бельтюков – одни из тех, кто был отмечен специальной премией «За духовное возрождение». Благодаря им в Светлогорском районе появилось памятное место, не позволяющее забыть потери нашего народа в период Великой Отечественной 1941-1945 гг. и цену, которую он заплатил за наше с вами будущее, – мемориальный комплекс «Ола».
Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами. По материалам Генеральной прокуратуры, 270 белорусских деревень повторили судьбу Хатыни…
Показ учащимся карты сожженных деревень на территории Беларуси (по материалам уголовного дела о геноциде белорусского народа) (Алгоритм поиска карты размещен в учебном пособии «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны 1–4 классы» для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, с. 31, https://adu.by/images/2023/10/Genozid-bel-naroda-1-4-klass.pdf ) .
Вопросы для обсуждения:
– О чем говорят эти числа 12, 14, 34, 100, 200, 168, 508, 950, 1944, 1758?
– Как вы думаете, почему Ола – сестра Хатыни?
– Как Вы думаете, зачем нам, жителям XXI века, помнить о сожженной Оле и ее жителях?
Задание «Колокола Олы»
Учащимся 1 класса предлагает нарисовать в память о погибших жителях Олы колокола и прикрепить их на доску.
Учащимся 2-4 классов на моделях колоколов написать о тех чувствах, которые возникли после виртуальной экскурсии, выразив их одним словом или предложением (заранее подготовить образцы колоколов). Далее можно зачитать отзывы учащихся об экскурсии.