Информационная карта проекта
Составляющие проекта
|
Краткая характеристика
|
Название проекта
|
Проект летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Парус надежды» «Сделано в Беларуси»
|
Учреждение, которое реализует проект, адрес
|
ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района»
223317
аг.Лешница, ул.Школьная,1
e-mail: leshnica@berezino-asveta.by
тел. 8(01715) 63345
|
Автор проекта
|
Пискун Елена Михайловна, учитель начальных классов, начальник оздоровительного лагеря
|
Нормативно-правовое обеспечение
|
Конституция РБ.
Закон «Об образовании в РБ».
Положение об ОЛ «Парус надежды».
Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы управления по образованию, спорту и туризму и ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района».
Должностные инструкции работников.
Справки о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Планы работы.
|
Методическое обеспечение проекта
|
- Гражданско-патриотическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Художественно-творческое;
- Образовательно-развивающее;
- Трудовое и безопасность жизнедеятельности;
- Культурно-досуговое.
|
Цель
|
Развитие творческих способностей учеников, воображения и фантазии в процессе ознакомления с производством и реализацией продукции белорусских производителей. Создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, расширение их кругозора, создание оптимальных условий для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей и формирование социально-активной личности гражданина и патриота; развитие личностного потенциала, содействие формированию гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
|
Задачи
|
- на создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
- на вовлечение детей в активную спортивно—оздоровительную деятельность;
- на обеспечение длительного пребывание на свежем воздухе;
- на укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности;
- на привитие навыков здорового образа жизни;
- творческих способностей учащихся, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления;
- воображения как основы решения творческих задач;
- мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности одних и тех же событий в разных исторических источниках;
-эстетических чувств (в процессе знакомства с производствами Беларуси);
- на формирование культуры общения и поведения в социуме;
- на воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга;
- на воспитание творческой личности;
-на воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
|
Краткая идея смены
|
Вся смена «Сделано в Беларуси» представлена в виде возможности детей изучать историю развития предприятий Беларуси, приобщение к историческому, культурному и производственному наследию в форме бесед, игр, создания видеофильмов, альбомов, газет, коллажей, стендов, изо- и фотовыставок, создание условий для раскрытия творческих способностей ребенка, для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности.
|
Ожидаемые результаты
|
Знать:
- историю и производство белорусских брендов;
- наиболее значимые бренды Республики Беларусь;
- названия предприятий и организаций нашей страны;
- историко-культурные достопримечательности промышленного производства;
- названия предприятий и их продукцию;
- самые крупные предприятия нашей страны, продукция которых идет на экспорт;
- имена известных людей, которые внесли вклад в развитие белорусской промышленности.
Уметь:
- определять название предприятия по логотипу;
- объяснять логотип предприятия;
- рассказать о основных предприятиях и брендах нашей страны;
- описывать отдельные производства, типы логотипов, основную промышленную инфроструктуру страны;
- выражать своё отношение к родному краю;
- проявлять уважение к людям разных профессий;
- соблюдать правила поведения на выставках и предприятиях;
- ориентироваться в исторических датах и событиях, связанных с промышленным производством Республики Беларусь
|
Критерии эффективности
|
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- удовлетворённость детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- проявление инициативы детей в организации досуга;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
|
Категория участников
|
Проект может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Возраст участников проекта: 6-13 лет.
|
Срок реализации проекта
|
Краткосрочный проект
1 смена с 03.06.2024 – 19.06.2024 (15 дней)
|
Кадровое обеспечение
|
- начальник оздоровительного лагеря;
- заместитель начальника оздоровительного лагеря;
- педагог-организатор;
- воспитатели;
- заведующий Капланецким ФАПом;
- руководитель физического воспитания;
-руководитель по военно-патриотическому воспитанию;
- руководители объединений по интересам;
- работники кухни;
- охрана;
-рабочий по обслуживанию зданий и сооружений;
- техработники.
|
Материально- технические условия для реализации проекта
|
- сельский клуб - библиотека;
- открытая спортивная площадка;
- стадион;
- столовая;
- игровая;
- творческая мастерская.
|
Финансовое обеспечение
|
- районное финансирование;
- родительская доплата;
-дополнительных финансовых затрат не требуется.
|
Пояснительная записка
Сегодня говорить о воспитании гражданина и патриота Республики Беларусь, сознательного представителя нации - значит думать о будущем страны, Отечества.
Важным средством формирования самосознания является привлечение детей и молодежи к культурно-историческому наследию своей Родины, к большим производствам, истории создания промышленных предприятий нашей страны.
Заботясь о будущем Отечества, народ оставил нам, своим потомкам, богатое духовное и материальное наследие. Знать, беречь, преумножать его - священный долг подрастающего поколения.
Каникулярное время составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям истории и культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Летний лагерь с дневным пребыванием детей это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой обязательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Это дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения и самореализации.
Лагерь — это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, удовлетворение детских интересов и расширения кругозора.
Согласно проведённому опросу не все дети имеют возможность поехать в детские лагеря за пределами района, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся неохваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребывание детей «Парус надежды» размещается на базе ГУО «Капланецкая средняя школа Березинского района».
В основу организации работы лагеря заложены здоровьесберегающие технологии, которая реализовывается в игровой форме, сторителлинг - повествование в формате иллюстраций, который помогает доносить до несовершеннолетних идею и ценности продукта или бренда через историю создания предприятия, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну.
Патриотический проект летнего лагеря «Парус надежды» ориентирован на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Проект универсален, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере — это главная основа его существования и непременное условие развития. Данный проект включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
По своему содержанию проект охватывает темы истории, культуры, традиций, производства, развитие промышленности страны.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за четверть напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления лагеря «Парус надежды» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы «Сделано в Беларуси» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Парус надежды» - знакомство с производством и реализацией продукции белорусского производителя, знакомство с брендами страны, представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится спортивно-оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района». Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цель: развитие творческих способностей учеников, воображения и фантазии в процессе ознакомления с производством и реализацией продукции белорусских производителей. Создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, расширение их кругозора, создание оптимальных условий для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей и формирование социально-активной личности гражданина и патриота; развитие личностного потенциала, содействие формированию гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи проекта:
- на создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
- на вовлечение детей в активную спортивно—оздоровительную деятельность;
- на обеспечение длительного пребывание на свежем воздухе;
- на укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности;
- на привитие навыков здорового образа жизни;
- творческих способностей учащихся, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления;
- воображения как основы решения творческих задач;
- мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности одних и тех же событий в разных исторических источниках;
-эстетических чувств (в процессе знакомства с производствами Беларуси);
- на формирование культуры общения и поведения в социуме;
- на воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга;
- на воспитание творческой личности;
-на воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Актуальность проекта
Одним из актуальных направлений в воспитательной работе является воспитание патриотических чувств учащихся, расширение кругозора, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.
Уточнение представления воспитанников о промышленности Беларуси, знакомство с разнообразной продукцией белорусских предприятий, умение высказываться на темы из личного опыта и умение выслушивать друг друга – основа полноценного творческого развития школьников.
На современном этапе развития общества изучение производства Республики Беларусь становится актуальным в качестве ведущего фактора в воспитании патриотизма. Сущность знакомства с брендами страны в пришкольном оздоровительном летнем лагере заключается во всестороннем изучении воспитанниками под руководством воспитателей в учебно-воспитательных целях изучения белорусского производства.
Знакомство с производствами страны развивает у воспитанников наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря знакомству с производствами страны решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Особенностью данного проекта является организация индивидуальной и коллективно - творческой деятельности воспитанников по приобретению новых знаний по истории, производству, профориентации и культуре Республики Беларусь из разных источников информации, творческая переработка информации.
Проект призван обогатить знаниями об историческом, промышленном, творческом прошлом и настоящем экономической Беларуси, воспитывать учащихся на примерах профессиональной значимости, творческого потенциала, мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, профориентационную направленность.
Одна из основных линий проекта включает вопросы, связанные с профориентацией учащихся, гордостью за свою Родину, здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря «Парус надежды» является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка — время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Основная идея проекта «Сделано в Беларуси» – предоставление возможности детям изучить промышленность нашей страны, конкурентоспособность белорусского производителя на мировом экономическом рынке, приобщение к историческому и культурному наследию в форме бесед, игр, сторителлинга, экскурсий на предприятия, создание условий для раскрытия творческих способностей ребенка, для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности.
Целесообразность проекта раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Новизна и оригинальность проекта заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности воспитанников посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую, творческую деятельность.
Концептуальные основы деятельности
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа Беларуси. Духовность заключается в любящем отношении, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Сделано в Беларуси» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
В основу создания концепции программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием были положены следующие идеи:
- идея первичности личности по отношению к обществу;
- идея опоры на базовые потребности ребенка;
- идея развития личности в процессе воспитания;
-идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания.
Принципы проекта
Проект оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Парус надежды» «Сделано в Беларуси» руководствуется следующими принципами:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам оздоровительного лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Парус надежды» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа;
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку выбирать средства достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Объективные факторы работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В зимнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика, зарядка и закаливание, минутки здоровья.
Условия реализации проекта
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Конституция РБ.
Закон «Об образовании в РБ».
Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Парус надежды».
Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере с дневным пребыванием.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы управления по образованию, спорту и туризму и ГУО «Лешницкая средняя школа Березинского района».
Должностные инструкции работников.
Справки о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Материально-техническое обеспечение
- сельский дом культуры, библиотека;
- открытая спортивная площадка;
- стадион;
- столовая;
- игровые;
- комната для сна;
- творческая мастерская.
- районное финансирование;
- родительская доплата.
Кадровое обеспечение
- начальник оздоровительного лагеря;
- заместитель начальника оздоровительного лагеря с дневным пребыванием;
- педагог-организатор;
- воспитатели;
- заведующий Капланецким ФАПом;
- библиотекарь сельской интегрированной библиотеки;
- руководитель физического воспитания;
- руководитель по военно-патриотическому воспитанию;
- руководители объединений по интересам;
- работники кухни;
- охрана;
- рабочий по обслуживанию зданий и сооружений;
- техработники.
Механизм реализации проекта
«Сделано в Беларуси» - смена лагеря «Парус надежды» с дневным пребыванием.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
- Организационный:
-формирование отряда;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголка отряда.
- Основной (15 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
- Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видеодневника (презентации).
Образовательная деятельность в рамках смены «Большая прогулка по малой родине» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 12 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов.
Методическое сопровождение проекта
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач, которое задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
- Организаторские дела (метод взаимодействия)
- Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
- Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать, как можно больше об истории каждой области)
- Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
- Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
- Спортивные дела (зарядка, спортивно-развлекательные игры, спортивные состязания, шахматно-шашечный турнир, полоса препятствий и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения:
- диагностический;
- консультационный;
- прогностический;
- практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
-Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
- Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
- Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
- Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Основное содержание проекта
Летній оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Главная цель спортивно - оздоровительной работы – это сохранение и укрепление здоровья детей. Она включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в оздоровительном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя зарядка различной тематики;
- утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики;
- минутки здоровья (минутка здоровья «Как снять усталость ног», минутка здоровья «Закаливание», минутка здоровья «Правильное питание», минутка здоровья «В гостях у доктора Айболита», минутка здоровья «Берегите глаза», минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах»).
- осмотр детей медицинским работником;
- организация здорового питания детей (использование йодированной соли при приготовлении пищи, дополнительная С-витаминизация);
- подвижные игры на свежем воздухе;
- спортивные праздники, эстафеты и соревнования (Спортландия «Мой веселый звонкий мяч», игры-эстафеты «Кто быстрее всех на свете», спортивно-экологическое мероприятие «Сохраним природу вместе», белорусские народные игры «Играем вместе», спортивный час «Игры детей мира», спортивно-игровая программа «Веселые старты». ).
- Плавание в бассейне
Организация культурно-досуговой работы
Ее цель - организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются:
- спортивные соревнования, представления, прогулки, путешествия;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Мероприятия культурно-досуговой деятельности:
- Информационная минутка «Эта прекрасная страна Детства», «Правила безопасного поведения в оздоровительном лагере», «Интересные факты из истории страны», «Интересные факты из истории производства Белаза», «Знакомство с профессией водитель», «Удивительные факты спортивных достижений», «Как прекрасен наш Березинский край», «Удивительные факты спортивных достижений».
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию включает в себя формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы мероприятий:
- Круглый стол «Достижения Беларуси в сфере промышленного производства»
- Познавательная беседа «Бренд «БЕЛАЗ», производство, реализация, преимущества»
- Беседа-практикум «Востребованность производства МАЗ».
- Познавательный квест «Качество белорусского производителя».
- Викторина «По страницам производства Березинского района».
- Видеопрезентация к 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков «И помнит мир спасённый».
- Устный журнал с просмотром видеоролика «Скажи мне» (Белорусский металлургический завод).
- Познавательная беседа «История появления письменности на белорусских землях».
- Игровая программа «Счастливый случай».
Работа по трудовому воспитанию и безопасной жизнедеятельности включает мероприятия по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, проведение инструкций по охране труда.
Трудовое воспитание — процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью формирования у них трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы:
- бытовой самообслуживающий труд (дежурство по отряду и столовой);
- общественнополезный труд (содержание прилегающей территории в чистоте, акция «Сделай мир чище», экологический рейд, благоустройство школьной территории);
- инструктаж по безопасному поведению в период каникул, во время оздоровления в школьном лагере;
- минутки безопасности (инструктаж по безопасному поведению в каникулярный период, во время оздоровления в лагере с дневным пребыванием, «Безопасность в каждый дом», «Скрытые опасности улицы», «Спички детям не игрушка. Огонь – наш враг или друг?», «Безопасное путешествие в природу»).
Образовательно-развивающая работа включает мероприятия по изучению областей и областных центров, оформление презентаций, проведение викторин, интеллектуальных игр и информационных видео-минуток.
Мероприятия:
- Деловая игра «Давайте познакомимся».
- Интерактивная игра «Бренды нашей страны».
- Информ-дайджест «Вредные привычки».
- Беседа-практикум «Востребованность производства МАЗ».
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Время творческих дел: выбор названия отряда, девиза, эмблемы, составление маршрута путешествия.
- Игры на сплочение и знакомство коллектива («Гусеница», «Путанка», «Построение», «Моргалки» и др.).
- Конкурс рисунков «Дети против огня».
- Конкурс поделок «Автомобильная индустрия».
- Выставка рисунков «Скажем курению – нет».
- Выставка рисунков «Мой любимый вид спорта».
- Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
- Рисуем символы своего государства.
Система контроля и результативности реализации проекта
№ п/п
|
Мероприятие
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
1.
|
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
|
Май
|
Начальник оздоровительного лагеря
|
2.
|
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления интересов, мотивов пребывания в лагере.
|
1 день смены лагеря
|
Воспитатели
|
3.
|
Ежедневное наблюдение за настроением детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
|
В течение смены
|
Начальник оздоровительного лагеря, воспитатели
|
4.
|
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
|
Последний день смены
|
Воспитатели
|
5.
|
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
|
В течение смены
|
Начальник оздоровительного лагеря
|
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
Ожидаемые результаты
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- укрепление физического и психологического здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
- улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве;
- личностный рост участников проекта;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений:
- лидерские способности.
- чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
- умение общения с взрослыми.
- высказывание и отстаивание своей точки зрения.
- видение ошибок и умение находить пути их исправления;
- уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
План мероприятий в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Парус надежды»
День в лагере
|
Мероприятия
|
03.06.2024
День знакомств.
«Знакомьтесь – это мы!»
|
- Инструктаж по безопасному поведению в каникулярный период, во время оздоровления в лагере с дневным пребыванием.
- Информационная минутка «Правила безопасного поведения в оздоровительном лагере».
- Деловая игра «Давайте познакомимся».
- Спортивно-игровая программа «Веселые старты».
- Время творческих дел: выбор названия отряда, девиза, эмблемы.
- Игры на сплочение и знакомство коллектива («Гусеница», «Путанка», «Построение», «Моргалки» и др.).
- Интерактивная игра «Бренды нашей страны».
|
04.06.2024
День второй.
«БелАЗ-ХОЛДИНГ» — крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов
|
- Информационная минутка «Интересные факты из истории производства БелАЗа».
- Минутка безопасности «скрытые опасности улицы».
- Круглый стол «Достижения Беларуси в сфере промышленного производства».
- Спортивный час «Игры детей мира».
- Познавательная беседа «Бренд «БелАЗ», производство, реализация, преимущества».
- Конкурс рисунков «Дети против огня».
- Экскурсия в Лешницкий сельский клуб-библиотеку «Читая - развиваемся»
|
05.06.2024
День третий.
«Минский автомобильный завод»
|
- Информационная минутка «Знакомство с профессией водитель»
- Информ-дайджест «Вредные привычки».
- Беседа-практикум «Востребованность производства МАЗ».
- Познавательный квест «Качество белорусского производителя».
- Малая спартакиада под девизом «Мы за здоровый образ жизни».
- Белорусские народные игры «Играем вместе».
- Конкурс поделок «Автомобильная индустрия».
|
06.06.2024
День четвертый.
«Белорусский металлургический завод»
|
- Минутка безопасности «Безопасность в каждый дом».
- Викторина «По страницам производства Березинского района».
- Видеопрезентация к 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков «И помнит мир спасённый».
- Устный журнал с просмотром видеоролика «Скажи мне» (Белорусский металлургический завод).
- Спортивно-экологическое мероприятие «Сохраним природу вместе».
- Игровая программа «Счастливый случай».
- «Прочитай и нарисуй» (работа в группах).
|
07.06.2024
День пятый.
«Гомсельмаш»
|
- Информационная минутка «Удивительные факты спортивных достижений».
- Минутка безопасности «Спички детям не игрушка. Огонь – наш враг или друг?».
- Экскурсия в Центр безопасности г.Березино
- Игра по станциям «Времен связующая нить».
- Познавательная беседа «История появления письменности на белорусских землях».
- Игровая программа «Счастливый случай».
- Игра «Эрудит – путешествие по Беларуси».
|
08.06.2024
Дзень шестой
«Беларуськалий»
|
- Минутка здоровья «Как снять усталость ног»
- Беларуськалий – национальное достояние страны (видеоролик)
- Беседа «Влияние курения на здоровье человека»
- Выставка рисунков «Скажем курению – нет»
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Киносеанс. «Старые, добрые сказки»: литературное путешествие по мультфильмам 50-х годов
- Игра «Угадай по описанию»
|
10.06.2024
День седьмой
«Минский тракторный завод»
|
- Минутка здоровья «Закаливание»
- Поездка в Центр безопасности
- Познавательная программа «Минский тракторный завод»
- «Раз картинка, два картинка». Соревнование по собиранию пазлов.
- Игры-эстафеты «Кто быстрее всех на свете»
- SOS «Мусор». Наведение порядка на прилегающей территории.
|
11.06.2024
День восьмой
«Санта Бремор»
|
- Минутка здоровья "Правильное питание".
- Игровая программа «Физкультура – Спорт - Здоровье».
- Различные продукты «Санта Бремор»
- Беседа «Как заводить себе друзей»
Изготовление сюрпризов-пожеланий «Всего тебе доброго, мой верный, милый друг».
- «Дружно вместе мы поем». Разучивание песен о друзьях
|
12.06.2024
День девятый
«Оршанский льнокомбинат»
|
- Минутка здоровья «В гостях у доктора Айболита»
- «Советы Олимпионка» - разговор о пользе спорта.
- Кинолекторий
- «Оршанский льнокомбинат»
- Спортландия «Мой веселый звонкий мяч»
- Просмотр детского фильма о спорте
- Выставка рисунков «Мой любимый вид спорта»
- Подвижные игры на свежем воздухе
|
13.06.2024
День десятый
«Белкоммунмаш»
|
- Минутка здоровья «Берегите глаза»
- Устный журнал «Кодекс правил поведения в природе»
- Интересно знать: «Белкоммунмаш»
- Конкурсная программа «Знатоки белорусских сказок»
- Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе
- Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
- Минутки развития речи «Я говорю на родном языке»
|
14.06.2024
День одинадцатый
«ATLANT»
|
Минутка здоровья
«Твой режим дня на каникулах»
- Поездка в МЧС
- Видеоролик «ATLANT»
- Подвижные игры
- Беседа «Что значит быть настоящим гражданином РБ»
Рисуем символы своего государства
- Белорусские народные игры
|
15.06.2024
День двенадцатый
«Бабушкина крынка»
|
- Минутка здоровья
«Как вести себя в жару на площадке»
- В гостях у ОАО «Бабушкина крынка»
- Конкурс рисунков «Спасатели – глазами детей»
- Игра «Полоса испытаний»
- В гостях у бабушки Арины
Беседа «Уважай старших»
- «Я на солнышке лежу...».
Поем песни из мультфильмов.
- Общие правила безопасности во время отдыха на природе.
|
17.06.2024
День тринадцатый
«Парк высоких технологий»
|
- Минутка здоровья
«Путешествие в страну Витаминию»
- Устный журнал «Парк высоких технологий»
- Поездка в Центр безопасности
- Веселые старты.
- «Бабушкин сундук» - конкурс рисунков старинной белорусской посуды
- Викторина «Все обо всем»
|
18.06.2024
День четырнадцатый
«Коммунарка»
|
- Минутка здоровья «Гигиена в доме»
- Плавание в бассейне
- Заочная экскурсия на «Коммунарку»
- Народные игры
- Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны!»
-Трудовой десант «Мы в ответе за все на планете»
|
19.06.2024
День пятнадцатый
«Полесье»
|
- Минутка здоровья «Зеленая аптечка»
- Просмотр видеоролика «Природа родного края»
- История фабрики «Полесье» из Кобрина
- Закрытие смены в лагере
- Старые добрые игры «Классики», «Гонки».
- Выставка рисунков «Мир цветов»
- Дискотека
- Минута общения «До свидания, лагерь!»
|
Литература
- Бельмач, Ю.Г. Необыкновенное лето: Летние формы отдыха для детей, увлеченных наукой и техникой: Метод. пособие. / Ю. Г. Бельмач, Ю. М. Жуковский, С. Е. Виноградов, Н. А. Сусов, Л. П. Жильцова, А. В. Леонтович, А. Б. Романов, Н. Ю. Зубрилин. – М.: Арктика 4Д, 2010
- Бычковский, П.М. Формы воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере: учеб.- метод. пособие для организаторов детского досуга, студентов пед. спец. / П. М. Бычковский, Л. С. Полякова, Р. П. Попок. – Минск: БГУ, 2004
- В методическую копилку лета: проекты-победители республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь в номинациях «Лучшая творческая идея смены» и «Лучшее оформление проекта смены» / сост. Ю. А. Выхристов. – Минск: УО «Нац. детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок», 2011
- Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. - метод. пособие / М. Е. Сысоева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
- А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. - Ярославль, Академия развития, 2001.
- Вараскин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей. – М.: «Школьная пресса», 2006.
- Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.
- Выигрывает тот, кто играет! – Н. Новгород, «Педагогические технологии», 2001.
- Детские праздники: Сценарии, игры, конкурсы. - М.: РИПОЛ классик, 2006.
- ДЦ «Алые паруса»: Социально – педагогическая модель. - Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Загородный летний лагерь. 1-11 классы / Сост. С.И. Лобачева, В.А. Великородная. - М.: ВАКО, 2006.
- Игротека. Лидер ХХI века. / Сост. Л.А. Побережная. Н. Новгород, «Педагогические технологии», 2006.
- Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. \ Сост. С.В. Шорина, Н.И. Волкова - М.: ЦЛГ, 2014.
- Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. – М.: «Школьные технологии», 2008.
- Шмаков С.А. Лето. - М.: Магистр, 2013.